Posted 14 августа 2006,, 20:00

Published 14 августа 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:08

Updated 8 марта, 09:08

Одноэтажная Россия

Одноэтажная Россия

14 августа 2006, 20:00
Один из путей снижения цен на жилье российские власти видят в развитии индивидуального строительства. Об этом на последнем заседании, посвященном реализации национального проекта «Доступное жилье», говорил глава Росстроя Сергей Круглик. Действительно, при нынешней стоимости недвижимости в городах рассчитывать на то, ч

Однако, как полагают специалисты, чтобы Россия стала по преимуществу одноэтажной, как Америка, условий еще меньше. При практически полном отсутствии инфраструктуры горожане по-прежнему будут ездить на пленэр только на выходные.

Структура жилого фонда России выглядит сегодня так: 74% населения проживают в многоквартирных домах, 26% – в частных односемейных. До революции ситуация была зеркальной. Между тем ни европейцы, ни тем более американцы не спешат расставаться с пригородами по сей день. В одноэтажных частных домах проживают 35% британцев, 40% австрийцев, две трети американцев. У нас попытки вновь уравновесить городское и сельское население предпринимались еще в советские времена. В 1981 и 1988 годах даже принимались соответствующие постановления Совета министров СССР об индивидуальном жилищном строительстве. Но обе инициативы с треском провалились.

Не так давно идея создания сектора индивидуального жилья вновь посетила российских чиновников и даже оказалась прописана в нацпроекте «Доступное жилье». Она показалась чиновникам и, в частности, куратору проектов вице-премьеру Дмитрию Медведеву привлекательной, в первую очередь потому, что должна обойтись государству значительно дешевле, чем возведение многоэтажек. Стоимость квадратного метра сруба, по идее, не должна превышать 450 долларов. Первыми регионами, где будет запущен проект, станут Сибирь, Ленинградская и Архангельская области, Приморье.

Однако продуктивная на первый взгляд идея, если додумать ее до конца, оказывается не такой уж эффективной в исполнении. Да и затраты, если посчитать внимательно, оказываются колоссальными. «Первое препятствие – это настроение населения, – рассказывает «НИ» заместитель директора направления «Реформы в сфере недвижимости» Института экономики города Леонид Бандорин. – Согласно исследованиям, лишь 25% граждан, не возражающих против проживания в пригороде, готовы строить дом самостоятельно. Подавляющее же большинство – 75% – согласны поселиться в сельской местности только при условии наличия там построенного и благоустроенного дома». Условий же для быстрого строительства индивидуальных домов попросту нет. И дело вовсе не в недостатке земельных участков.

Осенью будет принят закон об упрощении процедуры перевода сельскохозяйственных земель, не используемых по прямому назначению (так называемых неугодий), в земли поселений. Благодаря этому под индивидуальное жилищное строительство сможет быть выделено до 100 млн. га. Это в пять раз больше, чем вся площадь всех нынешних как городских, так и сельских поселений в России (20 млн. га). «Постоянно эксплуатируемый тезис о том, что строить дома негде, связан не с недостатком земельных участков как таковых, а с тем, что на большинстве из них не развита инженерная и коммунальная инфраструктура», – поясняет г-н Бандорин. Иными словами, чтобы выполнить программу по одноэтажной застройке российских регионов нужно до 2010 года комплексно обустроить вышеуказанные 100 млн. га, то есть обеспечить их электричеством, теплом, канализацией, связью, газом и водоснабжением.

Между тем государство до сих пор не может справиться с обеспечением благами цивилизации даже ныне существующих деревень и сел. Если тотальной электрификацией страна может похвастаться, то средний уровень газификации сельской России, по данным Минрегионразвития, составляет 34%. И лишь к 2015 году «Газпром» намерен полностью завершить газификацию российских регионов. Обеспеченность жилого фонда на селе центральным отоплением составляет 49%, горячим водоснабжением – 21%, канализацией – 39%. При таком состоянии села переселить туда горожанина будет проблематично.

«Понятно, что таким комплексным обустройством граждане не могут заниматься самостоятельно, – рассуждает Леонид Бандорин. – Это дело девелоперов. Однако их работа тормозится некоторыми положениями федеральной целевой программы «Жилище». Дело в том, что, с одной стороны, она предусматривает финансовую помощь для обеспечения необустроенных земельных участков инженерной инфраструктурой в виде гарантий по погашению кредитов и субсидированию процентной ставки по ним. Однако с другой стороны, чтобы получить эту помощь, девелопер не может сам брать в банке кредит для освоения территории. Заемщиком может выступать только муниципалитет, к которому должен обратиться застройщик. Таким образом, между

бизнесменом и банком образуется лишнее бюрократическое звено, причем довольно ленивое и труднодоступное. «Зачастую сельский муниципалитет не хочет развивать строительство индивидуального жилья на своей территории, у него много других забот, – говорит эксперт. – И ему по большому счету все равно, что соседний город остро нуждается в пригородном жилье. Наличие этого бюрократического препятствия порождает сомнения в успешности проекта по развитию в России одноэтажного жилья».

Независимый эксперт рынка недвижимости Андрей Бекетов указывает еще одну причину, о которую может разбиться «одноэтажная Россия», – это дороги, а точнее, их отсутствие. «Нельзя забывать, что жителям таунхаусов с лужайками нужно ежедневно добираться на работу в город, – рассказал он «НИ». – А с такими коммуникациями, какие есть у нас в стране, это попросту невозможно». Леонид Бандорин также отмечает, что в нацпроекте «Доступное жилье» не предусмотрено средств на строительство и реконструкцию дорог из пригородов в город. Кстати, общая протяженность дорог в той же одноэтажной Америке примерно в 10 раз больше, чем у нас.

Андрей Бекетов полагает, что одноэтажная застройка могла бы получить развитие, если бы речь в первую очередь шла о сельских жителях, которые могли бы брать ипотечный кредит и строить собственный дом неподалеку от родительского. Однако в российских условиях и такая схема пока невозможна. «Ипотека в сфере индивидуального жилищного строительства в настоящее время развита слабо, – констатирует Леонид Бандорин. – Если под залог квартиры банки дают кредит под 10% годовых в валюте, то под залог земли для индивидуального строительства ставка возрастает до 16%. К тому же банки, предоставляющие ипотечный кредит под земельный залог, можно пересчитать по пальцам». Так что, по мнению экспертов, государству удастся увеличить количество россиян, проживающих в частных домах, с 26 – максимум до 30–33%, но не более.

КСТАТИ

Программа одноэтажной застройки касается в основном средней полосы страны. В увеличении числа национальных жилищ – чумов, юрт, саклей – государство не заинтересовано. Опрошенные «НИ» эксперты считают, что недостатка в такого рода недвижимости коренные народы Крайнего Севера, Дальнего Востока, Центральной Азии и Кавказа не испытывают. Однако в этих регионах существуют жилищные проблемы иного рода. На Севере, например, в районах разработки месторождений полезных ископаемых законодательством предусмотрены охранительные меры. Коренные малочисленные народы не должны сгонять с привычных мест обитания для бурения на этой территории, к примеру, нефтяной скважины, но «черное золото» всегда дороже людей. На Кавказе же горцы испытывают потребность не столько в жилье, сколько в земельных участках, которых с каждым годом остается все меньше.

"