Posted 14 августа 2005,, 20:00

Published 14 августа 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:29

Updated 8 марта, 09:29

В регионах денег нет

В регионах денег нет

14 августа 2005, 20:00
В субботу Министерство финансов внесло в правительство проект федерального бюджета на 2006 год. Из документа ясно, что доходы государства вырастут, однако еще больше увеличатся его расходы. Стабилизационный фонд достигнет астрономической суммы в 2 трлн. 132 млрд. 240 млн. руб. Что делать с этой уймой нефтедолларов и ка

Доходы государства в 2006 году составят 5 трлн. 46,1 млрд. руб. и увеличатся почти на 1,5% в сравнении с нынешним годом. Общий объем расходов запланирован в 4 трлн. 270,1 миллиарда руб., что на 22% больше фактических расходов этого года. Профицит федерального бюджета – то есть превышение доходов над расходами, как ожидается, составит 776 млрд. 22,8 млн. руб. Но это еще не все. Есть, как известно, стабилизационный фонд, который, по расчетам Минфина, к концу декабря составит 1 трлн. 315 млрд. 62 млн. руб. А через год он подрастет более чем на 62% и достигнет астрономической суммы – 2 трлн. 132 млрд. 240 млн. руб.

На фоне этой финансовой астрономии самой острой бюджетной проблемой остаются взаимоотношения центра и субъектов Федерации. С будущего года должен вступить в силу закон о местном самоуправлении. В результате муниципальным образованиям передаются полномочия вводить в действие местные налоги и единый налог на вмененный доход. По идее Минфина, они и должны составить основу местных бюджетов.

Однако уже сейчас стало ясно, что расходы будут несравнимо больше доходов. Поэтому местные власти относятся к местному самоуправлению с явным недоверием и принимать законы о местных налогах не торопятся. Чиновники Минфина на днях даже направили в финансовые органы субъектов Федерации письмо, в котором по существу обвинили местных руководителей в игнорировании политики «партии и правительства», предупредив, что их бюджеты могут окончательно опустеть после 1 января 2006 года, поскольку муниципальными образованиями еще не будут приняты законы о введении местных налогов.

Между тем региональные и муниципальные бюджеты в большинстве субъектов Федерации испытывают острейший дефицит. Причина в том, что налоговая политика центра все больше напоминает ленинскую продразверстку. Сколько бы налогов ни собирал регион, все уходит в «закрома родины», чтобы потом вернуться в виде жилищных субсидий и компенсации коммунальных тарифов, ремонт и строительство дорог. На местах средств не остается даже на зарплату бюджетникам.

На днях губернатор Иркутской области Борис Говорин подписал постановление о дополнительном выделении территориям 96,7 млн. руб. на погашение задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы. Средства выделены в виде бюджетного кредита. Не лучше ситуация и в большинстве других субъектов Федерации. Недавно правительство выделило 5 млрд. руб. 59 региональным бюджетам, которые не могут свести концы с концами. В то же время на фоне провинциальной нищеты общероссийская казна полнится ударными темпами – профицит федерального бюджета составит уже в этом году 1 трлн. 473,7 млрд. руб.

Заместитель председателя комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления Анатолий Салтыков рассказал «НИ», что у местных властей забрали в центр НДС, налоги на прибыль, на имущество юридических лиц, а также налоги на содержание жилья и социальной сферы. «Их перевели на федеральный уровень или понизили ставки, – отмечает сенатор. – Бюджеты городов опустели». К тому же еще не определены отношения между федеральным и региональными бюджетами: какие налоги и в каком объеме местная казна будут получать с 1 января 2006 года. По словам г-на Салтыкова, доля собственных средств муниципалитетов сегодня в среднем по стране не превышает 11%, а остальное – либо дадут, либо нет.

"