Posted 15 июля 2022, 07:01

Published 15 июля 2022, 07:01

Modified 7 марта, 12:09

Updated 7 марта, 12:09

Новые рынки и коллективные заказы. IT-отрасль рассказала, что ей нужно для выживания

Новые рынки и коллективные заказы. IT-отрасль рассказала, что ей нужно для выживания

15 июля 2022, 07:01
Фото: 1mi.
Сюжет
Санкции
За первое полугодие 2022 года разработчики российского софта потеряли возможность работать с западными заказчиками и столкнулись с турбулентностью на рынке труда: специалисты сначала уехали, а потом вернулись обратно. Что поможет отрасли выйти из кризиса – в материале «Новых известий».

Александр Дыбин, Санкт-Петербург

Проблемы IT-отрасли обсуждали на площадке законодательного собрания Санкт-Петербурга. Основные угрозы связаны с санкциями как напрямую для производителей софта, так и для массы российских предприятий, которые пользовались западным программным обеспечением. Сейчас они остались без поддержки и обслуживания этих продуктов.

По словам президента ассоциации РУССОФТ Валентина Макарова, 70% IT-отрасли в России были ориентированы на рынок развитых стран, которые теперь стали недружественными. Значит, клиенты либо отказываются работать с российскими программистами, либо возникают проблемы с платежами.

«К тому же Петербург был местом концентрации центров разработок западных компаний, и им не пришлось выбирать уезжать или нет, им просто пришел приказ уехать, - говорит Валентин Макаров, - Те, кто остаются, сталкиваются с другими проблемами: с ними запрещают работать клиентам, плюс запрет на платежи. Кроме того, есть вопрос с кадрами. Да, мы видели, что начался отток IT-специалистов из страны, на этом воне даже выросла зарплата, чтобы удержать сотрудников в России. Это стало дополнительной нагрузкой на бизнес. Но при этом отток оказался не такой сильный, как ожидалось. Мы видим, что растет число соискателей на одну вакансию. Люди остаются и их надо занять работой. Нужно дать им другой рынок».

По словам эксперта, основная проблема с выходом на азиатские рынки связана с тем, что IT-отрасль в России проходит как сфера услуг и она не получает той поддержки, которая есть у промышленников при выходе на новые рынки.

«Можно все это делать и самому, бери деньги из кармана и плати: за исследования рынка, дорогу, проживание, местному маркетологу, который сведет тебя с компаниями, - говорит Валентин Макаров, - но это глупость. Китайцам государство полностью оплачивает все, а мы должны платить сами. Это конкуренция. И у них одна цена входа на рынок, а у нас совеем другая. Это не правильно. Мы же сейчас говорим о новом технологическом укладе, рынок БРИКС+ активно развивается и, имея разные условия вхождения на этот рынок, мы от Китая отстанем. Если не сможем обеспечить равные условия выхода на рынок, мы его потеряем. А шанс есть. Новые рынки не так заняты и они хотят нас, потому что мы альтернативный поставщик, независимый, все на нас в этом отношении смотрят».

Еще один санкционный аспект – за последние полгода между российскими производителями и партнерами пропало живое общение.

«У нас заказчики из Канады, многих мы лишились, но многие хотят работать с нами и дальше. Мы найдём логистику, найдем, как проводить оплату, но без живого общения без встречи бизнес затухнет, есть ли вероятность, что в обозримом будущем будет возможно встретиться с партнерами?», - задала вопрос Татьяна Якимова из компании «КС2 Инжиниринг».

По словам спикера Заксобрания Санкт-Петербурга Александр Бельский, пока единственным вариантом пообщаться с клиентами лично – это площадки в третьих странах.

«В ближайшее время надо искать площадки, выставки на территории третьих стран, может быть будут представительства города на этих форумах, где можно вести такое общение, - сказал спикер. - Ответа на вопрос нет, но мы его проработаем. Скорее всего, будет что-то негосударственное. Среди таких стран можно назвать, например, Сербию».

Второй глобальный вопрос – это импортозамещение западного софта, которым пользуются промышленные предприятия. До сих пор не ясно в каком объеме и что именно нужно замечать, но есть понимание, что речь идет о колоссальной работе. При этом с проблемами сталкивается каждое предприятие. IT-сфера предлагает объединяться и разрабатывать типовые программы для конкретных отраслей, чтобы каждый отдельный завод не изобретал велосипед. Здесь программисты предлагают создавать консорциумы потребителей и производителей, а так же выделять государственные гранты.

«Этот рынок не оценен, каждое предприятие пока думает, что ему нужно заместить, но в одиночку они не могут это сделать, - говорит Валентин Макаров, - мы и предлагаем решать вопрос на государственном уровне. Есть, например, строительная отрасль, есть системный софт общий для всех. И мы можем его разработать. Можем снизить затраты на ПО для транспорта, металлургии. И этот запрос от предприятий к нам уже приходит. Например, ассоциация банков говорит, что есть требования ЦБ, которые каждый отдельный банк выполнить не в состоянии. Поэтому они на уровне ассоциации выделяют средства на разработку общего для всех продукта. Похожий запрос был от риэлторов, ретейла, логистики».

Еще один плюю коллективной разработки – это вопрос ответственность за результат.

«Программные продукты для предприятий сложные и как правило внедряются разными компаниями, одни поработал, второй, а за конечный результат никто не отвечает, - говорит гендиректор компании «МКД» Юрий Воропаев, - в случае с консорциумом разработчиков, будет с кого спросить».

Третий и самый глобальный вызов, о котором говорят производители IT – это необходимость создавать новые технологии.

«Технологический суверенитет заключается не только в том, что нужно замещать чужое, а в том, что надо создавать новые технологии, квантовые системы, оборонка, нужно использовать все доступные площадки для этой работы».

Подпишитесь