Posted 14 мая 2015,, 21:00

Published 14 мая 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:58

Updated 8 марта, 03:58

Чаянная радость

Чаянная радость

14 мая 2015, 21:00
В апреле по сравнению с предыдущим месяцем цены на продовольственные товары упали на 9,2%, что стало рекордом как минимум последнего полугодия. В марте, напомним, мониторинг «НИ» зафиксировал снижение лишь на 0,7%. Похоже, сбылся прогноз исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Андрея Ка

Все пять торговых точек, обследуемых «НИ», словно сговорившись, снизили в апреле свои итоговые ценники на весьма приличные величины – от 3,1% («Пятерочка») до 13,9% (BILLA). Даже Преображенский рынок, известный своим зачастую немилосердным отношением к кошелькам покупателей, на сей раз не выбился из общего ряда. Ситуация не может не радовать, особенно если вспомнить, что в декабре, согласно нашему исследованию, потребительская корзина подорожала на 8,2%. А в январе прибавила еще 3,9%.

Тогда локомотивами роста выступили фрукты и овощи, крупы и категории продуктов, ввоз которых ограничен санкциями. Сейчас же цены упали едва ли не на весь продовольственный ассортимент. Причем бесспорным лидером этого процесса стал сыр «Российский» (-29,1%). Далее следуют свежие огурцы (-19,0%), колбаса «Докторская» (-16,6%), яблоки (-15%), сливочное масло (-13,5%), бананы (-12,2%), рис (-11,1%) и сахар-песок (-10,7%).

Судя по всему, в ближайшие месяцы цены на эти наименования повышаться не будут, поскольку крупные сетевые магазины уже начали продлевать «заморозку» на отдельные группы товаров. По словам главы АКОРТ Андрея Карпова, акция ритейлеров, действовавшая с начала марта, охватит более широкий перечень продуктов, а не только 24 социально-значимых.

Правда, как уже писали «НИ», кампания по сдерживанию цен вполне могла обернуться продуктовым дефицитом. Но дефицит оказался на поверку точечным – в SPAR и «Пятерочке», например, явно сузился ассортимент сливочного масла: стандартные пачки весом 180 граммов были представлены одной-двумя марками. Глобального же вымывания продуктов из торговых сетей, к счастью, не произошло.

Кроме того, как заявляют сами ритейлеры, за восемь месяцев действия продовольственного эмбарго отечественным торговым сетям удалось-таки справиться с задачей импортозамещения.

«Практически по всем основным позициям мы смогли найти замену за счет продукции из стран, не попавших в санкционный список, – говорит начальник управления по связям с общественностью X5 Retail Group Владимир Русанов. – Кроме того, существенно расширили работу с российскими поставщиками, в том числе и локальными, чья продукция пользуется стабильным спросом у покупателей. По отдельным категориям – хлебобулочные, молочные изделия, кондитерские, а в сезон еще и фруктов-овощей – в регионах доля местной продукции может достигать 60–90%».

В свою очередь, директор по внешним связям ГК «Дикси» Екатерина Куманина отмечает, что «ассортимент изменился, но не обеднел, и полки магазинов полны». По ее словам, тем поставщикам, которые в результате эмбарго оказались вытесненными с российского рынка, со временем вернуться на него будет все сложнее. «Европейские фрукты и овощи заменили аналогичные или альтернативные сорта из России, Сербии, Бразилии, Аргентины, Турции, Марокко», – рассказала г-жа Куманина.

Впрочем, не стоит впадать в эйфорию. Возвращаясь к продуктовой корзине «НИ», отметим не объяснимую на общем фоне ситуацию с картофелем, репчатым луком и апельсинами, прибавившими в цене соответственно 20,7%, 11,0% и 8,5%. В «Перекрестке» килограмм молодого развесного картофеля стоит 81 рубль. Есть и дешевле, но только в сетке, весом 2,5 килограмма за 59 рублей.

Сообщаем также, что в перечне обследуемых нами торговых точек в последний раз фигурирует SPAR. Когда 30 апреля автор этих строк зашел в супермаркет SPAR на улице Ладожской, 13, рядом с метро Бауманская, то увидел, что треть полок пусты. На вопрос «что происходит, где товар?» один из служащих ответил: «Закрываемся. С 1 мая здесь будет «Перекресток».

Как выяснилось, вторая по обороту отечественная розничная компания X5 Retail Group, куда входят «Перекресток», «Пятерочка» и «Карусель», приобрела сеть из 26 магазинов под брендом SPAR у инвестфонда Александра Мамута A&NN Investments. В России компания «Спар-Ритейл» – оператор сети и партнер нидерландской SPAR – начала работать в 2000 году.

"