Posted 14 мая 2014,, 20:00

Published 14 мая 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:25

Updated 8 марта, 04:25

Не попасть в «десятку»

Не попасть в «десятку»

14 мая 2014, 20:00
До 1 июля 2014 года Минфин должен подготовить предложения кабмину по сокращению количества государственных служащих в РФ на 10%. Такое поручение ведомству дал премьер-министр Дмитрий Медведев. В соответствии с предложением главы кабинета министров сокращение чиновничьего аппарата должно затронуть и федеральный и регион

Необходимость сокращения чрезмерно раздутого аппарата чиновников и экономии государственных расходов на него обсуждаются уже очень давно. Дмитрий Медведев сам в апрельском выступлении в Госдуме напомнил, что несколько лет назад, в 2010 году, уже принимал решение о сокращении госаппарата (тогда только служащих госорганов) на 20%. Тогда Минфин планировал к апрелю 2011 года сократить 5% чиновников, к апрелю 2012-го – еще 10%, а к апрелю 2013-го – оставшиеся 5%. Но реализовано это было «где-то лучше, где-то хуже». «Скажем прямо, очень часто это происходит медленнее, чем мы на это рассчитываем», – признал премьер. Также он говорил о необходимом сокращении в сентябре прошлого, 2013, года, а в марте этого года председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко и вовсе радикально предложила уменьшить количество федеральных чиновников в регионах на 50%.

Однако, как сказал «НИ» директор Центра технологий государственного управления ИПЭИ РАНХиГС Владимир Южаков, при постоянно проводимых сокращениях перебить общую тенденцию к увеличению числа государственных служащих не получается. Так, за последние пять лет размеры чиновничьего аппарата удалось сократить на 11%, но за последние 10 лет он в общей сложности вырос примерно на 37%. На 1 января 2006 года количество государственных и муниципальных служащих составляло 1,462 млн. человек, в 2010 году этот показатель – уже примерно 1,7 млн. человек.

В настоящий момент, по данным Росстата, численность работников госорганов и органов местного самоуправления составила 1 млн. 548,62 тыс. человек, из них 49,593 тыс. – на федеральном уровне и 1 млн. 499,469 тыс. – на региональном уровне. При этом, по данным того же Росстата, в соответствии со штатным расписанием муниципальных служащих сейчас – 96% от штатных мест, а государственных и того меньше – 90%, то есть еще сохраняются резервы для роста числа чиновников. По словам г-на Южакова, это происходит из-за несогласованной политики, когда одновременно с попытками уменьшить количество чиновников в стране наращивается количество функций и задач, которые должен выполнять чиновничий аппарат. «Потребность населения в патернализме со стороны государства и готовность последнего оказывать ее неограниченно приводит к тому, что возникает все больше объектов, требующих государственного контроля и внимания, и как следствие занимающихся ими ведомств, – говорит эксперт. – На самом деле это не всегда обязательно плохо. Но на это требуются ресурсы и в первую очередь люди, набор которых нивелирует все предыдущие сокращения аппарата».

Отметим, что среднемесячная начисленная зарплата гражданских служащих в федеральных государственных органах по отношению к 2012 году выросла на 36,5% – до 98,4 тыс. рублей. На региональном уровне для гражданских служащих эта цифра сейчас составляет 36,4 тыс. рублей – рост на 11% относительно 2012 года, зарплата муниципальных служащих – 33,6 тыс. рублей (рост на 11,35% по отношению к показателям 2012 года). Но начисленная заработная плата – это лишь малая часть дохода, который чиновники получают на руки. Как отмечают эксперты, оклад формирует только 25–30% оплаты труда чиновников. Остальное составляют премии, надбавки, поощрения, материальная помощь и другие пункты. В октябре прошлого года правительство даже разработало проект новой схемы расчета денежных средств, выделяемых на содержание органов власти, которая должна позволить сэкономить средства бюджета. Однако, как сказал «НИ» старший научный сотрудник Центра экономических исследований Российского института стратегических исследований Николай Трошин, в России, по сути, не определено понятие госслужащих, а потому экономия, если и будет достигнута, то скорее за счет рядовых сотрудников, а не высокопоставленных чиновников с их зарплатами.

«Сокращение не должно приводить к ухудшению качества предоставляемых услуг, которое и без того невысоко, – отмечает Владимир Южаков. – Можно искать иные резервы. Например, широкое распространение и упрощение доступа к электронным услугам может снизить количество личных обращений граждан и тем самым сократить число работников, необходимое для их обслуживания. Также мы уже обращали внимание Минфина на явно завышенные сроки отпусков для чиновников. Перераспределение этого времени могло бы повысить эффективность их работы».

"