Posted 14 апреля 2014,, 20:00

Published 14 апреля 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:19

Updated 8 марта, 04:19

Повторить на бис

14 апреля 2014, 20:00
Первый зампред думского комитета по промышленности Владимир Гутенев направил премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву письмо с просьбой рассмотреть возможность возобновления программы льготного автокредитования. Сам автор обращения считает, что это поможет стимулировать покупательную способность граждан и, как следствие,

Действовавшая до 1 января 2014 года программа льготного автокредитования позволяла приобрести в кредит легковой автомобиль стоимостью до 750 тыс. рублей и весом не более 3,5 тонн по льготной процентной ставке. Государство компенсировало при покупке машины в кредит порядка двух третей от ставки рефинансирования ЦБ (8,25%), то есть примерно 5,5%. С учетом того, что средняя ставка автокредитования составляет порядка 14–16%, то по льготной программе потребители могли покупать автомобили по ставке 9–10%. Или даже ниже, если она объединялась с льготными предложениями самих кредитных организаций.

Всего за время действия программы на льготных условиях банки выдали порядка 260 тыс. автокредитов. Этого оказалось недостаточно, чтобы поддержать российский авторынок в минувшем году – он просел на 5,5%, до 2,77 млн. проданных автомобилей (по подсчетам Ассоциации европейского бизнеса) с 2,85 млн. в 2012 году. Однако без программы авторынок ждал бы настоящий крах. Из-за нехватки средств в дефицитном бюджете программа была досрочно завершена 31 декабря 2013 года. Хотя первоначально сроком окончания программы значилось 1 апреля, более того Минпромторг даже намеревался продлить ее до июня или даже до конца 2014 года.

В своем письме депутат Гутенев отмечает, что доходы федерального бюджета в виде НДС и акцизов с проданных в рамках данной программы автомобилей только в 2013 году составили порядка 21 млрд. рублей. Так что возрождение программы принесло бы дополнительные средства в бюджет. Отметим, что чуть ранее письмо с аналогичной просьбой о возобновлении программы в Минпромторг направляла и Ассоциация российских автодилеров, в которую входит более 500 официальных дилерских центров по всей стране. В этом письме было предложено, во-первых, расширить ценовой диапазон автомобилей, приобретаемых на льготных условиях, с 750 тыс. до 1 млн. рублей, ведь по итогам 2013 года на этот ценовой сегмент приходится порядка 46% всех проданных автомобилей. Во-вторых, чтобы компенсировать расходы на увеличение предельной суммы, предлагалось сократить ставку субсидирования с двух третей до одной второй ставки рефинансирования ЦБ и ужесточить требования к заемщикам. И, в-третьих, стимулировать участие в субсидировании самих производителей автомобилей. Но, как рассказали «НИ» в пресс-службе Ассоциации, никакого ответа из министерства до сих пор не поступило.

Впрочем, позицию Минпромторга еще в конце марта высказал его глава Денис Мантуров, заявивший, что возобновлять программу ведомство не планирует. «Изначально эту программу хотели возобновлять, если по итогам первого квартала продажи падали бы значительно. Об этом в начале года говорил Аркадий Дворкович на заседании правительства РФ. Но ситуация не такая критичная – за отчетный период рынок сократился лишь на 2%. Поэтому вероятность того, что программу льготного автокредитования возобновят, минимальная. Но сегодня других действенных способов вернуть рынок в «плюс» не наблюдается, поскольку все упирается в экономику, а она не растет», – сказал «НИ» ведущий аналитик агентства «Автостат» Азат Тимерханов. В настоящий момент Минпромторг в качестве механизма по стимулированию и поддержанию автопрома подготовил и внес в правительство проект постановления об ограничении госзакупок импортных автомобилей для чиновников в пользу тех, которые производятся на территории России. Однако эксперты с сомнением оценивают эффективность этой меры.

Тревожные тенденции в автомобильной отрасли были отмечены еще в начале года, подчеркивает в своем письме Владимир Гутенев. Как уже сообщали «НИ», ряд российских автопроизводителей заявили о сокращении производства, увольнении части сотрудников или переводе их на меньшее число рабочих часов и смен из-за падения спроса и, как следствие, возникшей необходимости оптимизации производства. По прогнозам аналитического агентства «Автостат», в 2014 году сохранится тенденция 2013 года, и рынок просядет на 5,5% – до показателя в 2,465 млн. проданных автомобилей. В ближайшие 5–7 лет, по прогнозам экспертов, продажи легковых автомобилей будут находиться в диапазоне 2,4–3,2 млн. машин в год.

"