Posted 14 апреля 2010,, 20:00

Published 14 апреля 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 07:06

Updated 8 марта, 07:06

«Слишком много денег в этом бизнесе»

«Слишком много денег в этом бизнесе»

14 апреля 2010, 20:00
На одном из ближайших заседаний правительство РФ обсудит внесенный Росрыболовством согласованный проект закона о госрегулировании оборота осетровых рыб. Браконьерство по жесткости наказания предлагается приравнять к распространению наркотиков. Из Белого дома документ отправится на Охотный Ряд и, как надеется руководите

Несмотря на то что в России с 2002 года запрещен промышленный лов осетровых, властям до сих пор не удалось ни искоренить их браконьерскую добычу, ни добиться заметных успехов в борьбе с продажей нелегальной черной икры, ни даже принять адекватный закон. Отвечая на вопрос о причинах того, что многострадальный законопроект томился долгих семь лет, руководитель Центра общественных связей ведомства Александр Савельев заметил: «Слишком много денег в этом бизнесе…»

О том, какие это деньги, можно судить по одному лишь примеру. В октябре прошлого года в Москве было завершено расследование уголовного дела: небольшая преступная группировка реализовала за два года в сетях магазинов «Ашан», «Перекресток», «Стокманн», «Билла» более 3 тонн браконьерской черный икры почти на 94 млн. руб. При этом продукт, упакованный в баночки с наклейками давно не существующего известного производителя, не соответствовал никаким санитарным нормам.

Специалисты не исключают, что «стратегический» законопроект, несмотря на то что он уже согласован во всех инстанциях, еще может претерпеть немало изменений в результате депутатской «доработки». Особенно если учесть, что Росрыболовство по осетровому браконьерству занимает крайне жесткую позицию. Как отмечает глава ведомства Андрей Крайний, «наказание за него должно стать таким же суровым, как за распространение наркотиков». Пока же серьезно ужесточился порядок использования осетровых для целей воспроизводства. По приказу г-на Крайнего теперь все случаи вылова этих рыб даже в научных целях должны происходить в режиме видеосъемки с трансляцией в центре мониторинга в Москве. Выбракованные в процессе отлова особи в обязательном порядке должны возвращаться в естественную среду.

«Есть квота на воспроизводство. В ее рамках выращиваются мальки и запускаются обратно в среду обитания. Но «по техническим причинам» ежегодно ученые бракуют 9–10 тонн продукта из квоты, – рассказал «НИ» Александр Савельев. – Его отправляют на переработку только на три предприятия (Калужский рыбоводный осетровый комплекс, Пронский рыбоводный осетровый комплекс и Адыгейский рыбоводный осетровый центр. – «НИ»). Эта продукция считается легально добытой из дикой природы. Все остальное – нет. Есть еще икра, которую выращивают искусственно (аквакультурная) и такой же аквакультурный импорт из Франции, США и Китая, куда в 90-е годы «утекла» советская технология воспроизводства».

«Строго говоря, законопроект лишь призван закрепить права государства на любые операции с осетровыми. Дикие популяции таких рыб (во внутренних водах и исключительной экономической зоне России) должны перейти в федеральную собственность. Только искусственно выращенные осетровые смогут находиться в частной собственности (а также в региональной и муниципальной), а регулировать объемы и квоты допустимого улова, а также контролировать производство и оборот продукции опять-таки будет государство», – заявил «НИ» руководитель аналитической группы Российского рыбного союза Тимур Митупов.

По расчетам Росрыболовства, действие долгожданного закона позволило бы России через 14–15 лет ежегодно производить 300 – 400 т черной икры. На сегодня это общий объем мирового рынка деликатеса по официальным данным. Браконьерство будет побеждено искусственным разведением осетровых, считают ученые, но этот бизнес пока нерентабелен и долго окупаем. «Срочно необходим закон не только об осетровых, но и об аквакультуре. Нужны контролируемые государством осетровые фермы, нужен единый орган контроля лова и система контроля продукции по типу Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС)», – считает г-н Митупов. По его словам, пока еще, чтобы восстановить исчезающее поголовье осетровых в России, потребуется около десяти лет, но если не принять срочных мер, процесс затянется.

"