Posted 14 апреля 2005,, 20:00

Published 14 апреля 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:34

Updated 8 марта, 09:34

Кулаком по бензину

14 апреля 2005, 20:00
В четверг глава правительства Михаил Фрадков распорядился разобраться с растущими ценами на топливо и повлиять на ценовую политику естественных монополистов. На то, чтобы договориться с нефтяными компаниями, министрам дана неделя.

Михаила Фрадкова, видимо, стали пугать звучащие отовсюду жалобы на то, что топливо стремительно дорожает как раз во время весенних сельскохозяйственных работ. За неполный месяц средняя цена бензина поднялась почти на 20 копеек за литр, а дизельное топливо, без которого сельхозпроизводители обойтись просто не могут, подорожало на 10 копеек.

Солярка, кстати, уже «выскочила» за планку в 13 руб. Получается, что в нефтедобывающей России литр дизельного топлива стоит почти столько же, сколько в Америке, нефть импортирующей, стоит литр качественного бензина. И это в среднем. А в некоторых регионах, например в Западной Сибири, цены на бензин за последний месяц подскочили сразу на 10%.

Еще в начале весны глава Минэкономразвития Герман Греф предлагал фактически ввести госрегулирование топливных цен, предрекая их скорый скачок, который отразится на всех отраслях экономики. Затем предложение министра поддержали Минтранс, Минпромэнерго и Федеральная антимонопольная служба. Последней каплей для премьера, вероятно, стали откровенные предупреждения Минсельхоза и глав ряда регионов о том, что «дикорастущие» цены на топливо могут сорвать весенние посевные работы.

Тем не менее многие опрошенные «НИ» эксперты полагают, что вчерашнее заявление главы правительства не более чем популистский жест. Специалисты вспоминают, как на рост топливных цен пытался повлиять Владимир Путин. После беседы президента с главой «ЛУКойла» цены действительно приостановили свой стремительный разбег и даже начали падать. Однако продолжалось это недолго.

«Слова Фрадкова – глас вопиющего в пустыне», – прокомментировал «НИ» ситуацию научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин. По его мнению, требование премьера принять по «топливному» вопросу какие-то меры встретит, как всегда, множество бюрократических барьеров, а потом уйдет в песок. «Может быть, даже возбудят пару-тройку, даже десяток показательных дел, – прогнозирует экономист. – Но реального толку от этого не будет никакого». При этом г-н Делягин не считает государственное регулирование топливных цен «драконовским» методом. Он убежден, что вмешательство государства в деятельность локальных топливных монополистов «совершенно естественно». «Это можно сделать даже в рамках нашего несовершенного законодательства, – отмечает экономист. – Другое дело, что никто не хочет этим заниматься». По прогнозам г-на Делягина, до конца апреля цены на бензин в целом по стране поднимутся еще как минимум на 3%.

"