Posted 14 марта 2005,, 21:00

Published 14 марта 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:31

Updated 8 марта, 09:31

Для интернета закон писан

Для интернета закон писан

14 марта 2005, 21:00
Вчера в Госдуме прошли парламентские слушания, посвященные правовому регулированию электронной торговли в России. Депутаты твердо уверены, что принятие соответствующего закона будет способствовать привлечению инвестиций в интернет-торговлю. Между тем участники рынка опасаются, что излишнее регулирование и бюрократизац

По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), темпы роста электронной торговли в России в прошлом году составили от 38 до 40%. Ее оборот в розничном сегменте – 662 млн. долларов, а в оптовом – 442 млн. Для реализации товаров и услуг Интернет используют 61% всех российских предприятий. Наиболее активный рост в прошлом году показали туристические (40 млн. долларов) и SMS-услуги (45 млн. долларов). Цифры, как видно, весьма внушительны, так что депутатам есть что регулировать.

Закон «Об электронной торговле» первый раз был внесен в Госдуму четыре года назад, как раз в эпоху зарождения интернет-торговли. Первый его вариант был отвергнут, поскольку «не содержал четкого определения предмета регулирования». Через год история повторилась. Третья попытка была предпринята в апреле 2004 года, однако, подумав, депутаты решили, что в подобном законе вообще нет необходимости.

Наконец, в феврале этого года в Думу поступило сразу два законопроекта «Об электронной торговле». Один внесен главой комитета по информационной политике Валерием Комиссаровым, другой – председателем думского комитета по энергетике, транспорту и связи Валерием Язевым. Разработчики уверены, что регулировать этот сегмент рынка все-таки необходимо и что это приведет к «увеличению объемов электронной торговли в разы».

По мнению экспертов, опрошенных «Новыми Известиями», этот сегмент рынка вовсе не страдает от того, что его никто не регулирует. Дело в том, что правила электронной коммерции, в том числе использование электронных сообщений, документов, сделок прописаны в других законах. В частности, как пояснил «НИ» аналитик ИК «Русские финансовые традиции» Павел Ворожцов, электронная торговля на рынке акциями или облигациями регулируется подзаконными актами Федеральной комиссии по ценным бумагам (ФКЦБ). «Я никогда не слышал, чтобы оспаривались сделки, заключенные электронным способом», – заявил аналитик.

Необходимости в принятии закона не видят и владельцы многочисленных интернет-магазинов. По их логике, все, что можно зарегулировать, подпадает под действие закона «О защите прав потребителей». «Необходимые поправки в этот закон, уточняющие особенности продаж с использованием Интернета, недавно уже были приняты», – напомнил «НИ» Андрей Завадов, менеджер по продажам одного из крупных интернет-магазинов. В частности, покупатель, приобретающий товар через Интернет, получил полное право вернуть не понравившуюся ему вещь или отказаться от нее, если заказ был доставлен не вовремя.

По мнению старшего экономиста Центра экономических и финансовых исследований и разработок Ксении Юдаевой, со временем закон все же может стать актуальным, если будет направлен на защиту прав интеллектуальной собственности. «Могут также возникнуть новые требования с точки зрения безопасности проведения электронных платежей», – уверена эксперт.

Пока никаких карательных санкций в обоих вариантах законопроекта не предусмотрено, поэтому участники рынка спокойны. «Наше государство любит путем увеличения документооборота создавать себе кормушки, – поделился с НИ Павел Ворожцов. – Я думаю, здесь налицо прежде всего эта мотивация». Впрочем, не исключено, что если к разработке закона подключатся профильные комитеты Госдумы (например, комитет по финансовым рынкам или экономической политике), он действительно может стать мощным рычагом регулирования рынка. Правда, в каком направлении это будет происходить, пока не ясно.

"