Рус
Eng
Кредитное ярмо местного значения

Кредитное ярмо местного значения

15 февраля 2016, 00:00
Экономика
Георгий СТЕПАНОВ
Из-за грядущих выборов – парламентских в 2016 году и президентских в 2018-м – российские регионы могут оказаться в безвыходном положении, считают в международном рейтинговом агентстве Standard&Poor’s. К концу 2017 года их суммарный долг, по расчетам S&P, составит около 4,3 трлн. рублей, а перспективы его сокращения пок

По данным Счетной палаты, в половине регионов страны долговая нагрузка по состоянию на конец 2015 года превышала 60% доходов, а в 12 субъектах она перевалила за 100%. По сути, единственным способом найти средства для таких субъектов Федерации остаются заимствования, которые, по оценке S&P, к 2017 году увеличатся до 1,7 трлн. рублей с нынешних 1 трлн. рублей.

Между тем в федеральном бюджете текущего года на поддержку регионов выделено 310 млрд. рублей в виде займов. Этого мало, убеждены в S&P: потребности регионов на 40% выше. Кроме того, помощь из Москвы позволяет лишь отложить решение проблемы рефинансирования на 2018–2019 годы, когда наступит срок погашения большей части бюджетных кредитов.

«Чтобы понять, в каком состоянии находятся российские финансы, обратите внимание на такие места, как Чукотка, территория, отделенная от Аляски узким проливом», – отмечали аналитики S&P в своем обзоре в мае 2015 года. По их информации, местное правительство влезло в долги, эквивалентные 144% дохода местного бюджета.

Сейчас ради пополнения региональных бюджетов чиновники на местах начинают задумываться о нетривиальных решениях. Так, власти Омской области намерены взимать плату за вывоз и утилизацию мусора с каждого члена семьи, включая младенцев. Последние, по мнению авторов этой одиозной инициативы, никак не могут быть освобождены от платы, поскольку «памперсов от них больше, чем от взрослых».

По данным на декабрь 2015 года, в Омской области сильно сократились поступления налога на прибыль – из-за снижения прибыли местных нефтеперерабатывающих предприятий. Это привело практически к удвоению за год абсолютного дефицита регионального бюджета – до 4,6 млрд. рублей.

По статистике, больше всего региональные бюджеты задолжали российским и зарубежным коммерческим банкам, а также международным финансовым организациям – 37,6% от общего объема долга. Еще 37,3% приходится на бюджетные кредиты. Проблема в том, что возросшие под влиянием майских (2012 года) указов президента социальные расходы почти не оставляют регионам иного выбора, кроме наращивания дефицита.

По оценке экспертов Высшей школы экономики, федеральная помощь регионам во многом отражает геополитические приоритеты центральной власти: в расчете на одного жителя трансферты максимальны для Дальнего Востока, Кавказа и новообретенного Крыма.

Рассуждая в беседе с «НИ» о том, как грядущие выборы могут сказаться на финансовом здоровье регионов, старший научный сотрудник Института экономической политики им. Гайдара Сергей Жаворонков заметил: «На парламентский цикл 2016 года денег властям, очевидно, хватит. Плановое расходование Резервного фонда, даже если придется залезть туда чуть больше из-за низких цен на нефть, позволит избежать серьезных неприятностей. Но к 2018 году Резервный фонд точно закончится, и правительство встанет перед неприятной дилеммой: сокращать военные расходы или социальные?» Наиболее вероятным выходом из положения эксперту представляется сценарий, осуществленный в Белоруссии в 2010 году. «Правительство просто-напросто напечатает перед выборами много денег и раздаст. А поскольку между запуском печатного станка и инфляцией существует определенный временной лаг, ничто не помешает выборам состояться. Ну а инфляция наберет силу уже после них», – пояснил г-н Жаворонков.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter