Posted 14 февраля 2007,, 21:00

Published 14 февраля 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:44

Updated 8 марта, 08:44

Хорошо, что ты не пришел

Хорошо, что ты не пришел

14 февраля 2007, 21:00
Отечественные пенсионеры давно уже должны были привыкнуть к тому, что монетизация льгот – процесс вполне изменчивый и с «сюрпризами». И власть, и бизнес здесь всегда не прочь воспользоваться ситуацией. А в результате не слишком любопытный и настойчивый пенсионер легко может лишиться денежной компенсации или процентов п

Когда 82-летняя москвичка Лилия Оганесян пришла в январе за пенсией, ее ждал неприятный сюрприз – денежной компенсации льгот, на которые она имеет право, в новом году ей, как оказалось, не положено. Пенсионерке объяснили, что по приказу Минсоцздрава № 328 льготы или «живые деньги» надо выбирать каждый год до 1 октября, а кто не успел, тот опоздал. «Надбавка в 450 руб. в месяц для многих пенсионеров – существенная сумма, – с возмущением рассказала «НИ» Лилия Амазасповна. – Почему нас ни о чем не информируют, ведь им же это ничего не стоит? В декабре мне пришла справка, где подробно расписывается, какие у меня есть льготы. И что мне теперь с ней делать, если мне не нужен ни транспорт, ни санаторий, ни льготные лекарства, которыми не вылечишь ничего серьезнее простуды? Лучше бы они прислали информацию о том, до какого срока нужно определяться с денежной компенсацией». Г-жа Оганесян – человек образованный и опытный. Стала звонить в пенсионный фонд, чтобы понять, что ей теперь нужно делать, и там ей сообщили, что делать уже нечего, а ее случай далеко не единичный.

«НИ» чиновники разъяснили, что никакой информации ни от кого не скрывают. «Если пенсионер хочет узнать нужную информацию, он может прийти в территориальное отделение пенсионного фонда и там спросить. А еще это информация звучит по радио и телевидению. Когда сотрудников пенсионного фонда туда приглашают выступить, они об этом обязательно говорят», – сообщили нам в Пенсионном фонде России. При этом в пресс-службе ПФР подтвердили, что никаких информационных материалов, разъясняющих старикам их права, не рассылается.

Мы, собственно, и не сомневались в том, что пенсионное ведомство не нарушает закон. Но ведь как раз на разъяснение всех нюансов реформ в нашей социалке выделяются каждый раз немалые деньги. Монетизация – не исключение. Разве не стоит их тратить с умом – так, чтобы не страдали старики, которые, как всегда у нас получается, сами во всем виноваты.

Другой случай к государству отношения вроде бы не имеет, хотя – как сказать. В принадлежащем столичному правительству «Банке Москвы» вклад «Пенсионный» решили заменить на «Новый пенсионный», который кроме названия практически ничем не отличается. Зачем понадобилась такая замена, можно догадаться: автоматического перевода денег со старого вклада на новый не происходит, пенсионер должен сам прийти и оформить новый договор или забрать деньги. Но ему ведь надо сказать, что на этот раз договор не будет, как всегда, продлен автоматически, что будет другой вклад. Видимо, банкиры надеются на стариковскую интуицию. Ну а если она подведет и клиент в банк сам не придет, то вместо 9,6% годовых ему начислят 0,1%.

Впрочем, можно и не вылезать из кредитного учреждения, но остаться с носом. 68-летняя москвичка Светлана Дружинина оказалась сознательной вкладчицей – она регулярно наведывалась в банк, чтобы проверить изменения на своем счету. Но и ей не удалось узнать о подвохе вовремя. Пенсионерке не только не сообщили о прекращения приема денег по старому вкладу, но еще и посоветовали не беспокоиться и не ходить в банк понапрасну. Если бы она не решила вскоре на всякий случай проверить состояние счета, она бы еще долго не знала, что ее сбережения уже начала пожирать инфляция.

«НИ» обратились в «Банк Москвы» с просьбой прокомментировать ситуацию и даже выслали все копии документов пострадавшей вкладчицы. Там пообещали прояснить вопрос, и мы честно ждали более недели. Однако банкиры так и не нашли нужных слов, чтобы объяснить, как такое могло произойти. Зато, позвонив по общему телефону как обычный клиент, корреспондент «НИ» узнал от сотрудника банка, что спасение процента по депозиту – дело рук самого вкладчика, который должен регулярно приходить в отделение банка и получать всю необходимую информацию.

Как сообщила «НИ» юрист компании «Частное право» Елена Наговицына, с юридической точки зрения «Банк Москвы» соблюдает все необходимые нормы, ведь в договоре прописана возможность прекращения выплаты процентов при закрытии вклада. По ее словам, вопрос этот скорее этический. «В советское время люди привыкли к тому, что они могут положить деньги на сберкнижку и забыть об этом, и сегодня банки пользуются сложившимся менталитетом, – пояснила г-жа Наговицына. – Пенсионерка зря поверила операционисту, который сказал ей, что ходить и проверять вклад не обязательно. Люди должны проявлять активность и каждый раз, когда кончается срок договора, проверять – не закрыт ли теперь этот вклад».

Но вклад-то, напомним, пенсионный. Поэтому, на наш взгляд, «сэкономленные» банкирами стариковские деньги, пусть и не преступны, но пахнут очень плохо.

"