Posted 14 января 2013,, 20:00

Published 14 января 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:11

Updated 8 марта, 05:11

На жалованье грех жаловаться

На жалованье грех жаловаться

14 января 2013, 20:00
Правительство России утвердило список федеральных бюджетных и казенных учреждений, где зарплата руководителей не будет привязана к оплате труда рядовых сотрудников и сможет превышать восьмикратный барьер, установленный кабмином. Эксперты полагают, что властям следовало бы опубликовать обоснования по каждому из учрежден
Сюжет
Деньги

Документ о неограниченных зарплатах был утвержден еще 30 декабря, однако в СМИ попал только на этой неделе. Напомним, что ранее должностной оклад руководителей бюджетных учреждений был привязан к средней зарплате их сотрудников. Согласно постановлению правительства 2008 года зарплата руководителя не должна была превышать среднюю по учреждению зарплату сотрудников более чем в пять раз. С 1 января этого года в силу вступило новое постановление, утвердившее соотношение 1 к 8 – вместе с окладом руководителя теперь учитываются и его премиальные.

Однако согласно распоряжению от 30 декабря прошлого года оплата руководителей 45 организаций может превышать этот восьмикратный барьер. Так, в этот перечень попали шесть учреждений из сферы культуры, 22 – из сферы образования, девять – из транспортной отрасли, два – из космической, два учреждения, подконтрольных Министерству иностранных дел, и по одному учреждению, находящемуся в ведении Минфина, ФНС, Минэкономразвития и Федеральной службы госрегистрации. В списке оказались, к примеру, Мариинский и Большой театры, МХТ им. Чехова, Александринский театр, МГТУ им. Баумана, Дипломатическая академия Министерства иностранных дел, Эрмитаж, музей-заповедник «Московский Кремль», испытательный центр подготовки космонавтов им. Гагарина, дирекция космодрома Восточный в Плесецке и другие организации.

Как сообщается в документе, все министерства представили перечни подведомственных им бюджетных учреждений, которые имеют особую ценность в своей области. Основанием для включения этих организаций в список стали стоящие перед их руководителями задачи. Однако экспертов подобные формулировки не удовлетворили. Аналитики рынка труда отмечают, что в подобной практике в целом нет ничего плохого, поскольку и в корпоративном секторе зарплата рядовых сотрудников и руководителей также отличается в разы. Однако эффективность предприятий, оказавшихся в этом списке, вызывает вопросы. «Государство определяет уровень оплаты труда, исходя из того, сколько оно может потратить и насколько приоритетным является для него тот или иной театр или образовательное учреждение, – говорит «НИ» менеджер кадровой компании Kelly Services Дмитрий Косов. – И это нормально. Ключевой вопрос в эффективности работы того или иного предприятия, причем не важно, государственный это сектор или корпоративный. Грубо говоря, если менеджер или государственный чиновник прекрасно выполняет свою работу, учреждение работает хорошо, соответственно он отрабатывает свою зарплату. Если же это просто «институты для кормления» каких-то людей, назовем это так, то, наверное, это не очень хорошо».

Неоднозначность ситуации заключается в том, что ни общественности, ни даже профессиональному сообществу неизвестно, насколько эффективным является то или иное учреждение, говорит замдиректора Центра антикоррупционных исследований «Трансперенси Интернешнл» по России Иван Ниненко. По словам специалиста, власти не представили четкого обоснования, почему именно эти организации оказались в списке. «Бывают ситуации, когда руководителям госучреждений имеет смысл выплачивать значительно более высокую зарплату, в том числе в антикоррупционных целях, – пояснил «НИ» г-н Ниненко. – В частности, чтобы человек, распоряжающийся имуществом стоимостью в миллиарды, не имел лишних соблазнов. Естественно, что такого рода антикоррупционная практика должна базироваться не только на зарплате, но и на других социальных стимулах, как, например, высокая пенсия». Удивление эксперта вызывает процедура, согласно которой были отобраны и утверждены организации. «Этот шаг можно обосновать, однако та неожиданность, с которой принимаются такого рода решения, может лишь удивлять, – отмечает собеседник «НИ». – Объяснений нет, поэтому сразу же возникают вопросы. Например, как этот список формировался? Не было никакого общественного обсуждения, что, как обычно, вызывает дальнейшие вопросы: а не было ли здесь коррупционной составляющей при его формировании? Как туда попадали организации и сколько это могло стоить для кого…». По мнению Ивана Ниненко, во избежание таких неприятных вопросов властям следовало бы опубликовать обоснования по каждому конкретному случаю, а также зарплаты, о которых идет речь.

Как бы то ни было, ряд учреждений, которые оказались в списке, замешаны в не очень красивых историях. Например, в ноябре прошлого года появилась информация о том, что профсоюз балетной труппы Мариинского театра якобы обратился к министру культуры Владимиру Мединскому с просьбой проверить финансовую деятельность театра и соблюдение трудового законодательства. Из документа следует, что в театре не производятся выплаты, предусмотренные законом, например, артисткам отказываются платить пособия по беременности и родам. Утверждалось, что в театре не ведется точный учет сверхурочной работы, а президентские гранты распределяются в основном среди «любимчиков». Руководство театра впоследствии опровергло обвинения в нарушении трудового законодательства.

"