Posted 14 января 2007,, 21:00

Published 14 января 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:59

Updated 8 марта, 08:59

Дружба в осколках

Дружба в осколках

14 января 2007, 21:00
В пятницу вечером закончились, наконец, мучительные переговоры между Россией и Белоруссией. Выполнение новых торговых соглашений обойдется Минску в сумму около 3,5 млрд. долларов ежегодно. Москве также не удалось выйти из конфликта без потерь: по оценке главы Минэкономразвития РФ Германа Грефа, попытка создать гарантир

Александр Лукашенко все-таки смог выторговать отсрочку: изначально предполагалось, что Белоруссия будет покупать нефть только по средней экспортной цене (180 долларов за тонну), но Россия согласилась на переходный период, в ходе которого оплачиваться будет только часть цены. Как пояснил министр финансов Алексей Кудрин, для союзников будет применяться коэффициент в размере 0,293 к ставке общей экспортной пошлины на нефть, составляющей около 180 долларов за тонну. При этом, хотя эта ставка и пересчитывается раз в два месяца, но указанный коэффициент останется неизменным весь этот год. В 2008 году он составит 0,335, в 2009 году – 0,356. Когда же цены для Белоруссии выйдут на среднемировой уровень, пока не определено.

Если верить белорусским СМИ, Александру Лукашенко удалось «выторговать» у РФ большую скидку. Минск закупает примерно 21 млн. тонн российской нефти и с тарифом 53 доллара за тонну потеряет 1,1 млрд. долларов. А будь тариф 180 «зеленых», могла бы потерять еще 2,6 млрд. Даже если учесть, что по новым соглашениям Белоруссия уже не сможет зарабатывать по 500 млн. долларов, перепродавая Литве и Польше российскую нефть по демпинговым ценам, все равно получается, что «батька» выторговал около 2 млрд. долларов в год. А это 10% белорусского бюджета.

Однако не все так просто. Существенная часть доходов Белоруссии – экспорт продуктов нефтепереработки, которые она продает за рубеж. 100% от пошлины с этого экспорта раньше переходило в бюджет страны. Теперь же принято решение вернуться к договору середины 1990-х годов, когда преобладающая часть от этой пошлины уходила в Россию. В этом году РФ получит 70%, а соседи – 30%, в 2008 году пропорция будет 80 : 20, а в 2009-м – 85 : 15. Если учесть, что сегодня из 20 млн. тонн сырья Белоруссия производит и экспортирует около 13 млн. тонн нефтепродуктов, а экспортный тариф составляет 108 долларов за тонну, то в год республика зарабатывает на этом около 1,4 млрд. То есть уже в этом году Россия получит из этих средств около 1 млрд. долларов, а в 2009-м – около 1,2 млрд.

Нельзя не упомянуть и еще об одной, не менее существенной уступке. В результате переговоров Минск обязался отменить около 40 указов президента и 20 постановлений правительства, которыми вводились экспортные ограничения, в частности, для российских компаний, и взял обязательство привести торговое регулирование в соответствие с нормами ВТО. По оценкам экспертов, наш бизнес выиграет от этого еще около 0,5 млрд. долларов. Выходит, что в результате «нефтяной войны» Белоруссия ничего не выиграла, а общая сумма потерь ее бюджета окажется около 3,5 млрд. долларов. Это, собственно, и предполагалось до начала «боевых действий». Подсчитать это не сложно, но Белый дом не афиширует эту сумму, позволяя союзникам сохранить лицо.

В Минске этим охотно пользуются. «Каких-либо потерь бюджета и потрясений в экономике Белоруссии не произойдет, – заявил в субботу вице-премьер белорусского правительства Андрей Кобяко. – Рост цен на нефтепродукты не запланирован».

Совсем другого мнения придерживается белорусский эксперт Ярослав Романчук, руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса. «Уже сами по себе экспортные пошлины для Белоруссии – это серьезная проблема для Александра Лукашенко, который строил «белорусское экономическое чудо» на российской нефти. Но если будут отменены и протекционистские ограничения, то вся социалистическая модель экономики окажется под угрозой. Для рядового белоруса очень неплохо, если он сможет покупать российские и украинские товары более высокого качества и по меньшим ценам, но что будет с белорусскими производителями? Они воспитаны на Марксе и привыкли не только к государственному, но и к региональному протекционизму и совершенно не готовы к рыночным, конкурентным условиям», – сообщил «НИ» эксперт.

Куда более оптимистичен глава думского комитета по международным делам Константин Косачев. «Россия предоставила Белоруссии переходный период, который позволит ей справиться с новыми обязательствами, – заявил депутат «НИ». – При этом нам удалось добиться и введения экспортных пошлин, и возвращения доли белорусских экспортных тарифов, и отмены нетарифных барьеров – одним словом, это были удачные переговоры». О репутации страны г-н Косачев не упомянул, а она, если верить главе МЭРТ Герману Грефу, «безусловна пострадала».

ИЗ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВОЙН



Газ.
В 2002 году «Газпром» договорился с властями Белоруссии о поставках природного газа по льготным ценам в обмен на создание в 2003 году СП на базе «Белтрансгаза», владеющего белорусскими магистральными газопроводами. Стороны не сошлись в оценках «Белтрансгаза», СП создано не было, поэтому в начале 2004 года «Газпром» потребовал от Минска согласия на повышение цены 1 кубометра природного газа с 29 до 50 долларов. После неоднократного прекращения поставок (1 января, 24 января и 18 февраля) белорусская сторона согласилась с ценой 46,68 долларов за кубометр. Эта же цена сохранилась и на 2005 год. Взамен Лукашенко разрешил «Газпрому» достроить газопровод Ямал – Европа.

Сахар.
В сентябре 2005 года по инициативе Союза сахаропроизводителей России Минэкономразвития начал компенсационное расследование в отношении поставляемого на российский рынок сахара из Белоруссии. Соседей обвинили в государственном субсидировании технического перевооружения отрасли, а также в беспошлинных поставках на российский рынок сахара, изготовленного из импортного тростникового сырья. В результате Белоруссия снизила экспорт сахара в Россию с 400 до 240 тыс. тонн. Осенью прошлого года РФ ввела особо тщательный досмотр сладких грузов от наших западных соседей. Белоруссия запретила ввоз в страну российских конфет, на которые приходилась примерно треть рынка. 29 декабря 2006 года был полностью приостановлен экспорт сахара из Белоруссии. Направлявшиеся в Россию вагоны были возвращены обратно.

Транзит.
С начала 2000-х годов белорусские таможенники под предлогом борьбы с контрабандой стали активно применять конфискацию грузов, следующих из России. В результате объем конфиската достиг по разным оценкам 60–200 млн. долларов в год, а грузовой транзит между двумя странами к 2004 году сократился на 13%. По словам бывшего посла РФ в Белоруссии Александра Блохина, конфискация грузов, причем самых дорогих, «носит организованный характер и с каждым годом растет в объемах». В Белоруссии работает сеть специальных «русских» магазинов, которые реализуют конфискованные товары.

"