Posted 14 января 2004,, 21:00

Published 14 января 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:47

Updated 8 марта, 09:47

Не наше чудо

Не наше чудо

14 января 2004, 21:00
Вчера министерство торговли Китайской Народной Республики (КНР) обнародовало данные, свидетельствующие о том, что страна сохранила за собой статус самой привлекательной страны для инвесторов среди развивающихся государств. Объем прямых вложений в экономику Китая составил в прошлом году 53,5 млрд. долларов. Россия по э

«Китайское чудо» – ежегодный экономический рост, превышающий 7–8%, и огромные объемы инвестиций в страну – уже несколько лет привлекает к себе пристальное внимание правительственных и независимых экспертов в России. Подобный интерес не случаен: Китай начал реформировать свою экономику примерно в то же время, что и Россия, он также располагает огромными территориями и впечатляющими «человеческими ресурсами». Наконец, он в свое время рвался во Всемирную торговую организацию и вступил туда в 2001 году, став для России своего рода примером для подражания.

Стоит отметить, что именно тогда, три года назад, и начался «инвестиционный рывок» в Китае. За три месяца членства КНР в ВТО объем прямых иностранных инвестиций в экономику страны вырос по сравнению с предыдущим годом почти на треть и составил 10,1 млрд. долларов. В результате «коммунистическо-капиталистическая» республика, как называет Китай иностранная пресса, заняла в 2001 году одно из первых мест в мире по объемам привлеченных инвестиций и с тех пор удерживает его за собой. А среди развивающихся стран она стала по этому показателю безусловным лидером, намного опередив такие страны, как Южная Корея, Индонезия, государства бывшего СССР и бывшие страны соцлагеря.

Ничего не изменилось и в этом году: КНР, по данным министерства торговли страны, привлекла в форме прямых инвестиций ни много ни мало 53,5 млрд. долларов. Это в 10 раз больше, чем те «скромные» средства, которые удалось привлечь за последние 12 месяцев российской экономике. По мнению экспертов, удивляться подобному «разрыву» не приходится: китайская экономика объективно более привлекательна для инвесторов, чем российская. Хотя бы потому, что в Китае процесс индустриализации начался позже, чем у нас, здесь есть прекрасные возможности для создания новых предприятий или целых отраслей экономики, что сулит инвесторам колоссальные прибыли.

Однако это только одна из причин. В качестве других факторов, способствующих притоку в Китай инвестиций, эксперты называют действия диаспоры. По мнению вице-президента инвестиционной компании «Ренессанс-Капитал» Алексея Моисеева, как в России, так и в Китае значительную часть иностранных вложений составляют «бывшие» национальные деньги, то есть те средства, которые когда-то были выведены за рубеж и теперь возвращаются на «родину». Китайская диаспора проявляет больший патриотизм в этом вопросе, чем российская, и это сказывается на динамике объемов прямых инвестиций, считает эксперт.

Кроме того, как подчеркивают эксперты, политика финансовых властей КНР выгодно отличается от политики российских властей. Не секрет, что китайский юань привязан к доллару не менее жестко, чем российский рубль. Однако, в отличие от российской национальной валюты, юань – одна из немногих денежных единиц, которой удалось в 2003 году избежать резкого укрепления по отношению к доллару США. Это привело к тому, что китайские товары остались конкурентоспособными. Чего не скажешь о российских товарах, спрос на которые заметно снизился из-за непредвиденного «реванша» рубля в 2003 году.

Так что вряд ли стоит удивляться тому, что инвесторы и в прошлом году остались верны Китаю, а Россия, хотя и привлекла рекордный объем прямых инвестиций, все же осталась в этом отношении «страной второго эшелона». Правда, как заявил «Новым Известиям» исследователь Бюро экономического анализа Максим Дзедзичек, если разделить сумму прямых инвестиций России и Китая на количество людей, проживающих в каждой из этих двух стран, то полученные коэффициенты окажутся вполне соизмеримыми. Так что расстраиваться не стоит. К тому же, как отметил Алексей Моисеев, необходимо учитывать тот факт, что в Китай инвесторы вкладывают средства уже давно, и прибыльность подобных вложений постепенно сокращается. У России же еще есть время и возможности для того, чтобы изменить отношение к себе: другое дело, что для этого необходимо не только провести целый ряд структурных экономических преобразований, но и устранить фактор политического риска.

"