Posted 14 декабря 2015,, 20:03
Published 14 декабря 2015,, 20:03
Modified 8 марта, 02:14
Updated 8 марта, 02:14
На данный момент объем Резервного фонда составляет 4,67 трлн. рублей (70,5 млрд. долларов). По словам министра финансов, при сохранении сегодняшнего уровня цен на нефть (44 доллара за баррель марки Urals) и курса доллара (62 рубля) бюджет в 2016 году недополучит 900 млрд. рублей. Антон Силуанов напомнил, что в этом году дефицит федерального бюджета составит 3% ВВП.
Кстати, весной Силуанов предупреждал, что Резервный фонд может закончиться в 2017 году, о 2016-м речь не шла. В этом случае на покрытие дефицита бюджета придется тратить Фонд национального благосостояния (ФНБ). Правда, после того как в 2012 году президент предложил вкладывать средства ФНБ в мегапроекты, на них появилось множество претендентов. К середине 2014 года общая сумма поступивших заявок превзошла весь размер фонда.
Месяц назад стало известно, что Минфин не планирует пополнять Резервный фонд и ФНБ в ближайшие годы. В июле Силуанов говорил, что его ведомство предусматривает использование Резервного фонда в 2015 году в размере 2,5–3 трлн. рублей, а на 2016–2017 годы предлагает задействовать чуть больше 1 трлн. рублей, чтобы сохранить его на 2018 год в размере около 500 млрд. рублей. С позиций сегодняшнего дня тот сценарий видится верхом оптимизма.
Напомним, что история Резервного фонда берет начало 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного фонда на него и ФНБ. Ну а Стабфонд, аккумулирующий сверхдоходы от продажи нефти, был сформирован в 2004 году тогдашним министром финансов Алексеем Кудриным и его единомышленниками по образу и подобию нефтяного фонда Норвегии. За десять лет эффективного управления фондом Норвегии удалось превратиться из страны, где внешний долг превышал 30% от ВВП, в высокоразвитое государство с нулевой инфляцией. Благодаря относительной стабильности на фондовых рынках до 2008 года Норвегия последовательно увеличивала свой фонд на 4,5% в год, а доходы направляла на пенсионную программу и развитие альтернативных источников энергии, не забывая, что нефть – исчерпаемый ресурс.
У отечественного Стабфонда была одна задача – планомерно сокращать объем внешнего долга РФ за счет нефтегазовых доходов. У Резервного фонда их две: финансовое обеспечение нефтегазового трансферта и досрочное погашение государственного внешнего долга. ФНБ (как и норвежский аналог) призван был стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения. Стал ли – большой вопрос: в прошлом году средняя российская пенсия равнялась 7,1 тыс. рублей, средняя норвежская (в пересчете на наши деньги) – 65 тыс. рублей.
Старший научный сотрудник Института экономической политики им. Гайдара Сергей Жаворонков в разговоре с «НИ» выразил мнение, что для экономик сырьевых стран, к которым относится и Россия, нормально тратить средства резервов в кризисные периоды низких цен на углеводороды, чтобы продержаться. При этом эксперта тревожат лишь те высокие темпы, которыми расходуется правительственная «кубышка».
По мнению бывшего министра экономики РФ Андрея Нечаева, в 2016 году невозможно будет избежать трат из Резервного фонда на покрытие бюджетного дефицита. «Другой вопрос – адекватен ли этот дефицит, и на что уходят бюджетные деньги, – сказал он «НИ». – На мой взгляд, приоритеты могли быть расставлены несколько иначе. Например, меньше урезания расходов на образование, медицину, культуру – все, что связано с так называемым человеческим капиталом, отказ от заниженной индексации пенсий в обмен на сокращение расходов, скажем, на госуправление, на оборону».
Георгий Степанов
Материал был опубликован в «НИ» за 29 октября 2015 года.