Posted 13 декабря 2015,, 21:00

Published 13 декабря 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:07

Updated 8 марта, 03:07

Незыблемый курс

Незыблемый курс

13 декабря 2015, 21:00
В третий раз подряд совет директоров Банка России сохранил ключевую ставку на уровне 11% годовых. Очевидно, что отсрочка смягчения денежно-кредитной политики обусловлена целым рядом факторов – прежде всего обвалом нефтяных котировок, российскими торговыми санкциями в отношении Турции и крупными погашениями внешнего дол

Решение, которое принял совет директоров Центробанка в минувшую пятницу, 11 декабря, экс-министр финансов Алексей Кудрин назвал взвешенным. Сам регулятор оставил ставку без изменений «с учетом увеличения инфляционных рисков при сохранении рисков охлаждения экономики».

Напомним, что сама ключевая ставка была введена в сентябре 2013 года с переходом к режиму инфляционного таргетирования ЦБ. Смысл ее в том, что это процентная ставка, по которой регулятор предоставляет кредиты коммерческим банкам в долг на одну неделю, и одновременно та ставка, по которой ЦБ готов принимать от банков на депозиты денежные средства. Она оказывает влияние на уровень инфляции и стоимость фондирования банков. Повышение ставки ведет к ослаблению спекулятивного давления на рубль. Напротив, снижение способствует созданию дополнительного спроса со стороны банков, получивших дешевые рубли от ЦБ на иностранную валюту.

С октября 2014 года до сентября 2015-го Центробанк восемь раз менял ключевую ставку, доведя ее в итоге до 11% годовых. Как ранее заявляла глава Банка России Эльвира Набиуллина (на фото), у ее ведомства возможности для снижения ставки до конца года есть при ценах на нефть около 50 долларов за баррель. Между тем нынешний их уровень – менее 40 долларов за «бочку» – создает новую ситуацию. В октябре заместитель министра финансов Алексей Медведев предсказал отечественной валюте очередное падение: «Есть два фактора – нефть и сезонность. Сезонность из года в год одинаковая – летом идет укрепление, потом в конце лета – начале осени ослабление, потом в середине осени укрепление, а в конце года – ослабление».

Очевидно, что с учетом нового витка девальвации рубля и нестабильной рыночной конъюнктуры инфляционные риски в стране вновь возрастают. По мнению ведущего аналитика Промсвязьбанка Дмитрия Грицкевича, «слабым звеном» по-прежнему остается потребительский спрос, то есть падение розничных продаж на фоне снижения реальных доходов и реальных зарплат.

По прогнозу Центробанка, при цене нефти в районе 35–40 долларов за баррель падение ВВП в 2016 году составит 2–3%, инфляция вырастет на 7%, снижение ключевой ставки будет идти по «более высокой траектории», чем в базовом (50 долларов) сценарии.

«Поддержать рубль в условиях обвала цен на нефть могло бы только существенное повышение ключевой ставки, – сказал «НИ» начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий. – Год назад Центробанк поднял ее с 10,5% до 17% годовых. Тогда благодаря в том числе и этой мере процесс девальвации национальной валюты удалось остановить и даже повернуть вспять. Сейчас же рубль без серьезной поддержки со стороны регулятора просто обречен на падение».

Эксперт заметил, что на отечественную валюту также оказывают негативное влияние и геополитические шоки. В первую очередь речь идет о конфликте с Турцией и о преимущественно негативной международной реакции на поддержку Россией режима Башара Асада в Сирии. «Эти шоки оборачиваются ускорением оттока капитала из России, что, в свою очередь, ведет к повышению спроса на доллар и снижению курса рубля», – считает г-н Осадчий.

Что касается нефти как основного фактора воздействия на российскую экономику, то, по оценке собеседника «НИ», перспективы для нашей страны неблагоприятны, учитывая последнее решение ОПЕК о квотах и предстоящий выход Ирана на нефтяной рынок. «Сейчас даже уровень в 20 долларов за баррель не кажется невероятным, – сказал г-н Осадчий. – В этом случае курс российской валюты можно ожидать на уровне 140 рублей за доллар».

"