Posted 13 декабря 2004,, 21:00

Published 13 декабря 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:38

Updated 8 марта, 09:38

Думе не нравится дорогой бензин

Думе не нравится дорогой бензин

13 декабря 2004, 21:00
В пятницу Госдума обратилась к правительству с просьбой снизить внутрироссийские цены на топливо. Практически одновременно президент о том же самом попросил нефтяную компанию «ЛУКойл».

За 2004 год цены на бензин в России выросли примерно на 50%. При этом в среднем потребительские цены поднялись примерно на 12%, то есть топливо дорожало гораздо быстрее едва ли всех остальных товаров. Наши ценники на автозаправках сравнялись с американскими и, если ничего не изменится, скоро догонят европейские – 1 евро за литр. Правительство уже официально объявило главными причинами инфляции рост стоимости мяса, зерна и бензина. Но если скачок цен на мясо и зерно эксперты называют «несчастным случаем», то подорожание топлива – это тенденция, у которой несколько причин.

Во-первых, на мировом рынке нефть дорожает, поэтому правительство постоянно повышает экспортные пошлины, которые в декабре достигли 100 долларов за тонну. Теоретически пошлины должны стимулировать российских бизнесменов продавать больше бензина на внутреннем рынке. На практике выходит наоборот –черное «золото» по-прежнему гонится на Запад, а потери от пошлин нефтяники частично возмещают за счет повышения цен для отечественного потребителя.

Во-вторых, топливный рынок сильно монополизирован. Несколько крупных компаний, поставляющих бензин оптом, договариваются и повышают цены. Вносят свою лепту в подорожание и розничные продавцы – владельцам автозаправок в одном городе несложно договориться между собой. Федеральная антимонопольная служба давно пытается доказать факт сговора, но пока не может. К тому же сейчас бизнесменам грозит штраф в 15 тыс. долларов – смешная сумма на фоне сверхдоходов от монопольного завышения цен. По мнению ФАС, 20% роста цен объясняется картельными сговорами и 80% приходится на объективные факторы (увеличение мировых цен, налоги, пошлины и т.п.).

Естественно, что дороговизна топлива сразу отражается на ценах всех остальных товаров. Российская продукция дорожает и становится неконкурентоспособной на мировом рынке. Видимо, по этим причинам в конце прошлой недели практически одновременно произошли три события.

Глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что новый закон «О конкуренции» правительство рассмотрит либо 16, либо 23 декабря, а в начале января внесет в Думу. Законопроект предусматривает гораздо более серьезные штрафы для компаний, уличенных в удержании высоких цен – от 2 до 4% оборота.

Затем президент Владимир Путин встретился с главой «ЛУКойла» Вагитом Алекперовым. Глава государства недвусмысленно заявил, что ситуацию на бензиновом рынке «нормальной назвать нельзя». В ответ нефтяной король доложил, что его компания уже начала сезонное снижение оптовых цен, однако розничные компании свои цены пока не снижают. То есть Алекперов намекнул, что монопольный сговор надо искать не в крупном бизнесе, а среди сравнительно мелких предпринимателей.

Последними подключились депутаты. В пятницу они приняли обращение к правительству, за которое проголосовали все 378 присутствовавших народных избранников. По их мнению, цены на топливо не регулируются государством «в должной мере» в основном из-за отсутствия федерального закона об основах ценовой политики. Дума потребовала «принятия мер как государственными органами, органами местного самоуправления, так и субъектами предпринимательской деятельности». Предложения думцев давно известны: жестче наказывать монополистов, ради усиления конкуренции поощрять приход в отрасль мелких компаний, снизить нефтяникам налоги, усилить госрегулирование бензиновых цен.



СРЕДНИЕ ЦЕНЫ НА БЕНЗИН (В ЕВРО ЗА ЛИТР)

Нидерланды 1,26
Великобритания 1,19
Франция 1,05
Испания 0,97
Чехия 0,87
США 0,37
Россия 0,37

"