Posted 13 ноября 2006,, 21:00
Published 13 ноября 2006,, 21:00
Modified 8 марта, 08:48
Updated 8 марта, 08:48
Борис Грызлов уверен, что необходимо «создать условия для повышения доходной базы местного самоуправления». По его словам, на муниципальные органы «легла тяжелая обязанность по финансированию ремонта и модернизации ЖКХ, находящегося в удручающем состоянии». Тем временем «на обеспечение этих обязательств средств у местного самоуправления нет». Чтобы они появились, полагает председатель Госдумы и лидер правящей партии, «налоговые поступления от малого и среднего бизнеса, отчисления от транспортного налога должны зачисляться в муниципальные образования». Также он предложил «повысить долю налогов на доходы физических лиц в местном самоуправлении».
По словам других представителей партии «Единая Россия», немедленных реформ в области местного самоуправления они не планируют. Рассматривается стратегия на десятилетнюю перспективу. Всего в России 24 тыс. муниципальных образований, и проблема финансирования действительно стоит там достаточно остро. Как рассказал «Новым Известиям» член думского комитета по бюджету и налогам Сергей Чижов, «бюджеты муниципалитетов в большинстве своем убыточны, это застарелая проблема, которую необходимо решать».
Однако предложенная г-ном Грызловым идея перераспределения средств между регионами и муниципалитетами не выглядит продуктивной. «Бюджеты субъектов РФ, как на трех китах, базируются на таких налогах, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и налог на имущество. Они формируют около 80% их доходной части. Например, налог на доходы физлиц – это около 40% доходов областных бюджетов, на втором и третьем местах по значимости для экономики регионов стоят налог на прибыль и налог на имущество. Транспортный налог также является региональным», – сообщил «НИ» депутат Чижов.
Что же касается муниципалитетов, то 59% доходов передается им из вышестоящих бюджетов, а у 63% муниципальных образований дотируется более половины расходов. Правда, есть такие образования, где наоборот большая часть собираемых на местах налогов передается в федеральный и региональный бюджеты. Но они, как говорится, погоды не делают. Уже сейчас существует огромная разница между муниципальными образованиями по доходной базе. Предлагаемая же г-ном Грызловым реформа приведет к тому, что город и село еще дальше уйдут друг от друга по уровню финансовой обеспеченности, убеждены независимые специалисты. Ведь одно дело – собирать тот же транспортный налог или налог на доходы физлиц в крупном городе-миллионнике, и другое – в захудалом райцентре.
Как сообщила «НИ» член комитета по бюджету и налогам Оксана Дмитриева, «перекачивание доходов между бюджетами регионов и муниципалитетов – бесперспективный путь решения проблемы ЖКХ». «И тот, и другой бюджеты и так недофинансированы. Все излишки у нас в федеральном бюджете», – заявила депутат. А предложение зачислять налоговые поступления от малого и среднего бизнеса в муниципальные образования вообще непонятно, потому что они и так уже туда зачисляются, добавила г-жа Дмитриева.
Как считают эксперты в области налогообложения, на практике «перетаскивать» налоги из регионов в муниципалитеты – достаточно сложная задача, которая потребует немалых усилий для изменения законодательства. А в том, что ЖКХ от этого практически не выиграет, уверены почти все. Правда, многие склонны видеть в идее г-на Грызлова очередное «программное заявление партии», которое не будет иметь никаких серьезных последствий, но послужит пиару «Единой России», которая уже всерьез задумалась о парламентских выборах будущего года.