Posted 13 октября 2015,, 21:00

Published 13 октября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:16

Updated 8 марта, 03:16

Ослабили петлю

13 октября 2015, 21:00
Внешний долг России снизился по итогам третьего квартала до минимального значения с апреля 2011 года – до 521,6 млрд. долларов. Как сообщает Центробанк, конкретно за третий квартал долг уменьшился на 34 млрд. долларов, а с начала года – на 77,4 млрд. Независимые эксперты призывают не обольщаться: по их мнению, поводов

Как ранее отмечал ЦБ, из 61 млрд. долларов общей суммы платежей банков и нефинансовых организаций за сентябрь–декабрь 2015 года (включая основной долг и проценты) фактические платежи за этот период могут составить не более 35 млрд. Оставшаяся часть суммы приходится на внутригрупповые платежи и обязательства, имеющие высокую вероятность пролонгации и рефинансирования. «Таким образом, Банк России не прогнозирует избыточного спроса на валютном рынке в связи с предстоящими платежами по внешнему долгу», – говорится в сообщении регулятора.

«Долг сокращается очень высокими темпами. Пик платежей по внешнему долгу корпоративного сектора, судя по всему, пройден», – заявил в сентябре замминистра финансов Сергей Ситорчак.

К факторам, снижающим спрос на валюту внутри страны, стоит отнести также частичное возвращение на мировой рынок капитала российских компаний. Недавно «Российский никель» и «Газпром» разместили еврооблигации на сумму 1 млрд. долларов и 1 млрд. евро соответственно. По мнению аналитиков Sberbank CIB, их примеру могут последовать и другие заемщики, в результате чего общий объем размещения до конца года увеличится еще на 2–3 млрд. долларов. Впрочем, говорить о том, что в ситуации с санкциями наступил перелом и что Россия обрела тотальный доступ к дешевому зарубежному финансированию, было бы преувеличением.

«Пока в условиях санкций отечественный частный сектор вынужден выплачивать свои долги из прибыли или прибегать к помощи государства», – заметил в комментарии для «НИ» старший научный сотрудник Института экономической политики им. Гайдара Сергей Жаворонков. По его словам, не так уж и плохо, что компаниям пришлось затянуть потуже пояса, сократить затраты, отказаться от инвестпроектов и в итоге снизить задолженность. «В то же время, – напоминает эксперт, – для реализации крупных проектов нужны кредиты».

Кстати, долг корпоративного сектора составляет 92% от всего внешнего долга России – именно с его обслуживанием и связаны сегодня основные трудности. В годы сырьевого бума «нулевых» отечественные предприятия и банки без труда привлекали дешевые западные деньги, пользуясь своими высокими кредитными рейтингами и стабильным рублем. Так, если в начале 2000-х внешний корпоративный долг оценивался примерно в 20 млрд. долларов (10% от внешнего долга РФ того времени), то через 15 лет он превысил 500 млрд.

Государство же в лице Центробанка придерживалось строгой линии бережливости, активно накапливая резервы. Как говорят экономисты, страна имела двойной профицит: по счету текущих операций (денег приходило больше, чем уходило) и по бюджету (поступления превышали расходы).

«Сейчас доступ к западным рынкам капитала по-прежнему ограничен. Внешний долг погашается за счет внутренних ресурсов, этим и объясняется столь значительное его сокращение, – сказал «НИ» директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. – Как к этому относиться? Да, долговая нагрузка снижается. Но в рыночной экономике многое зависит от того, насколько свободно вы можете оперировать заемными средствами. Если такой свободы нет, вы лишаетесь главного – перспективы, возможности развиваться. Так что негатива здесь все же больше, несмотря на внешние плюсы. Бомж тоже не обременен долгами, но ему и денег никто не дает. Вот он и влачит жалкое существование».

"