Posted 13 октября 2004,, 20:00

Published 13 октября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

Кнут для министра

Кнут для министра

13 октября 2004, 20:00
В среду Госдума разрешила членам правительства занимать руководящие должности в политических партиях. Подавляющее большинство депутатов проголосовали за соответствующие поправки в федеральный закон «О правительстве РФ». Одним из главных аргументов в пользу этого совмещения стало обещание народных избранников сурово спр

Уже в начале следующего года министрам установят цели, которые они должны будут достигнуть. Таково следствие перехода правительства на программно-целевой метод планирования расходов, о котором вице-премьер Александр Жуков объявил еще в конце лета. Его суть в том, что ведомствам будут выделять деньги на новый год в зависимости от того, каких результатов они добились в предыдущем. Причем результаты работы чиновников оценят в цифрах, для чего комиссия под руководством Жукова разрабатывает целую систему «тестирования» чиновничьего коэффициента полезного действия. Она напоминает одновременно и оценивание успеваемости ученика в школе, и государственное планирование в СССР.

Однако самое главное в программно-целевом методе – система наказаний: урезание финансирования, выговоры, лишение должностей и т. д. А она-то детально еще не разработана. Зато уже есть критерии, по которым оценят деятельность министерств, а значит, и их руководителей (правда, данные по силовикам засекречены). Например, для Минкультуры утвердят количество посещений музеев на 1 тыс. россиян и число музеев, которые надо отреставрировать. Если глава Минкульта провалит первый показатель, то его ведомство поплатится за это урезанием финансирования. Если к тому же чиновники отреставрируют музеев меньше, чем планировалось, то самому министру придется попрощаться с портфелем.

В критериях работы Минэкономразвития отразится и доля малых предприятий в ВВП, которая должна увеличиваться, и доля товаров и услуг, производимых естественными монополиями, которая, напротив, должна уменьшаться. Учтут и индекс экономической свободы, и оценку обществом уровня коррумпированности власти, и показатели деловой конкурентоспособности. Для Минздрава и соцразвития главными станут доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, общий уровень безработицы, продолжительность жизни, младенческая смертность. Показателей для каждого министерства и ведомства разрабатывается множество, и от того, какими они станут в конечном счете, будет зависеть усидчивость министра в своем кресле.

Следить за тем, насколько то или иное министерство соответствует установленным критериям, в общем-то, некому. Образовавшийся пробел, по идее депутатов, и должен заполнить партийный контроль.

Запрет на членство в партиях сохранился только для судей, работников прокуратуры, военнослужащих и уполномоченного по правам человека в РФ. Судя по заявлению лидера «Единой России» и по совместительству спикера Госдумы Бориса Грызлова, этого закона многие ждали. Во всяком случае, несколько членов кабинета министров уже разговаривали с ним о вступлении в партию. «Это исключительно идеологическая потребность – работать в партиях», – пояснил спикер.

Принятые вчера к закону «О правительстве» поправки находятся также и в русле управленческой логики премьера Михаила Фрадкова. Одобрив разработки своего зама, он не без удовольствия подметил, что после внедрения новой методики министры станут «политическими назначенцами». Смысл сказанного таков. Как только «табель успеваемости» руководителей министерств будет вывешен на всеобщее обозрение, министр-де станет не только исполнителем, но и политиком. А если у него появится еще и партийность, его идеологические соратники будут заинтересованы в том, чтоб их представитель находился в правительстве, а представители других партий смогут вести с ним спор не на уровне эмоций, а оперируя объективными показателями его работы.

Словом, теоретически все выглядит вполне разумно. Как это будет на практике, зависит от того, насколько высшие государственные чиновники захотят «светиться». Когда госслужащий сам оценивает свою работу, он найдет тысячу способов, чтобы наглядно и убедительно доказать, что лучше сделать было просто невозможно. Партийный же контроль, скорее, дань ностальгии по советским временам, хотя и партии не те, и времена другие. А других способов оценить работу госаппарата пока никто не рассматривает.



КАКИМ БУДЕТ ПАРТИЙНЫЙ КОНТРОЛЬ

О том, каким образом будет реализовываться партийный контроль, «НИ» рассказали члены четырех думских фракций. Вице-спикер Госдумы Владимир Катренко («Единая Россия») заверил, что заставлять каждого чиновника отчитываться в повседневной деятельности партия не будет. «Ответственность проявляется в процессе очередных выборов, когда общество отдает голоса партии, делегировавшей своих членов в правительство, – пообещал он. – Государственный чиновник в своей деятельности обязан в первую очередь руководствоваться интересами государства и общества и быть защищенным от негативного давления со стороны своей партии».
Коммунисты, видимо, еще не забыв некогда всевидящее око Комитета партийного контроля ЦК КПСС, своим министрам, если таковые появятся, поблажки давать не намерены. «Каждый член КПРФ находится на партийном учете и должен соответствовать моральному облику, который зафиксирован в нашем уставе, – сообщил «НИ» координатор фракции КПРФ Сергей Решульский. – А если вдруг к нему, например, повышенный интерес проявляет прокуратура, вызываем на собрание, спрашиваем и принимаем решение вплоть до исключения из партии».
Во фракции «Родина», как оказалось, предпочитают в облаках не витать и пока не мечтают о партийных министрах. «Для нас эта проблема сейчас не актуальна. Когда станет актуальной, тогда разработаем меры дисциплинарного воздействия», – сообщил «НИ» вице-спикер Госдумы от «Родины» Сергей Бабурин.
Самую действенную меру партийного контроля придумали либерал-демократы, решив взять будущих министров-жириновцев за живое – за деньги. Вот что рассказал «НИ» член фракции ЛДПР, депутат Алексей Островский: «Так как все люди обладают определенными качествами и не всегда могут устоять перед соблазнами, то самый лучший выход – это когда член партии при занятии государственной должности переписывает все свое имущество на центральный аппарат партии. И у проступка тогда будет гораздо большая цена, чем просто потеря должности».

Александр КОЛЕСНИЧЕНКО


ЧТОБЫ НЕ ИЗОБРЕТАТЬ ВЕЛОСИПЕД

Оценка эффективности деятельности чиновников, которую сейчас внедряет правительство РФ, – это не что иное, как давно известная на Западе система сбалансированных показателей (Balanced Scorecard, BSC). Этот метод с переменным успехом применяется как на предприятиях, так и в государственном управлении некоторых стран, например в США, Дании и других странах ЕС. Основан он на использовании множества конкретных, преимущественно статистических, показателей, которые иллюстрируют достижение стратегических целей государства. При этом и цели, и наборы показателей могут меняться. Для эффективной работы системы необходимы регулярная отчетность и инструменты управления возникающими отклонениями. В качестве критериев оценки эффективности действий правительства в целом или его структурных подразделений могут использоваться такие показатели, как рейтинги органов власти; процент удовлетворенных обращений граждан; доля выполненных в установленный срок заданий и поручений; доля решений органов власти, обжалованных в суде; процент сокращения определенных статей бюджетных расходов; доля госслужащих, повышенных в должности по итогам аттестации; отношение суммы выплаченной премии к штатной численности; соотношение расходов на госуправление и осуществляемых функций. Правда, Канада от этого метода уже отказалась, посчитав его чересчур сложным и затратным.

"