Posted 13 октября 2004,, 20:00

Published 13 октября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

Прозрачна только связь

13 октября 2004, 20:00
Международное рейтинговое агентство Standard&Poors подвело вчера итоги очередного исследования информационной прозрачности российских компаний. Открытости стало больше, но все равно недостаточно, чтобы нравиться зарубежным инвесторам.

В ходе исследования агентство оценило 60 российских компаний, чьи ценные бумаги котируются на фондовом рынке. Причем 50 из них – крупнейшие: объем их капитализации составляет 186 млрд. долларов, или 95% от общей капитализации фондового рынка. Доля частной собственности в исследованных предприятиях превышает 80%.

Компании проверялись по трем параметрам: структура собственности и отношения с инвесторами, финансовая и операционная открытость, а также процедура работы менеджмента. Составляя рейтинг, S&P пользовалось тремя источниками: годовой отчет самой компании, ее веб-сайт и отчетность, направляемая регулирующим органам. Примечательно, что самой содержательной оказалась информация, размещенная в Интернете, тогда как перед государством российские предприятия не спешат раскрываться.

По сравнению с прошлогодним рейтингом так называемый индекс транспарентности (или, по-русски говоря, прозрачности), который и определяет средний уровень раскрытия информации крупнейшими компаниями, повысился с 40 до 46%. В 2002 году он составлял 34%. Таким образом, с каждым годом российский бизнес «открывается» на целых 6%. «Мы считаем, что общий уровень улучшается, но при этом российские компании находятся на более низком уровне, чем тот, который требуется большинством инвесторов», – заявила директор Службы рейтингов корпоративного управления S&P Юлия Кочетыгова. По ее словам, это касается раскрытия информации по основным параметрам, таким, как собственники компании, результаты ее деятельности, структура управления.

О том, что прозрачность российских предприятий оставляет желать лучшего, говорит и сравнение с другими странами. Как заявил заместитель директора Московской межбанковской валютной биржи Валерий Петров, по степени информационной открытости Россия обогнала страны Латинской Америки и приближается к развитым странам Юго-Восточной Азии. На Западе же средний уровень транспарентности компаний оценивается в 70%.

Впрочем, те компании, которые вошли в первую пятерку рейтинга S&P, вполне могут тягаться с зарубежными коллегами. Например, прозрачность Ростелекома, возглавившего список, оценивается агентством в 85%. Ему немного уступил «Вимм-Билль-Данн», набравший 83%. По словам Юлии Кочетыговой, в этом году компании поменялись местами. «Вимм-Билль-Данн» уступил пальму первенства, поскольку снизил прозрачность в том, что касается вознаграждения руководства компании. «Получается, что акционеры по-прежнему не знают, сколько платят своему менеджменту», – посетовала эксперт. В пятерку лидеров вошли также МТС (78%), Вымпелком (70%) и Дальсвязь (68%).

По отраслевой принадлежности первой пятерки можно утверждать, что сфера телекоммуникаций – самая прозрачная. По словам г-жи Кочетыговой, общее раскрытие по этой отрасли составляет 72%. «По нефти и газу этот показатель равен 52%, по энергетике – 51%. Самым непрозрачным остается банковский сектор – 38%», – констатировала она. По ее словам, сильно сдал позиции ЮКОС: в 2002 году он занимал третье место, а в этом скатился до 44-й позиции. Это связано с тем, что опальная компания в прошлом году не опубликовала свою финансовую отчетность. Замкнули список «Иркутскэнерго», «Иркут», «Татнефть», «Красный октябрь» и «Башнефть».

Любопытно, что исследователи также получили ценные рекомендации. Председатель Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Алексей Саватюгин, в частности, заметил: «Вы не исследовали самого главного эмитента – российское правительство, которое в этом году выпустило огромное количество облигаций. Было бы интересно посмотреть, на каком месте по степени прозрачности оно находится».




Сказав «A», скажи «A+»

"