Posted 13 сентября 2009,, 20:00

Published 13 сентября 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:32

Updated 8 марта, 07:32

Первыми пойдут «воротнички»

Первыми пойдут «воротнички»

13 сентября 2009, 20:00
На Волжском автозаводе готовятся к массовым увольнениям. В конце минувшей недели ряд информагентств сообщили, что в ближайшие дни будут уволены 5 тыс. менеджеров «АвтоВАЗа». Еще 31 тыс. работников завода, по неподтвержденным данным, могут потерять работу до конца года. Эксперты считают, что увольнений избежать не получ

На прошлой неделе неназванные представители руководства «АвтоВАЗа» сообщили СМИ, что в недрах автогиганта готовится документ, по которому будут уволены 5 тыс. «белых воротничков» предприятия. Об этом, по их словам, может быть объявлено уже сегодня – 14 сентября. При этом анонимный источник подчеркнул, что сокращение не затронет рабочих главного конвейера, уволят исключительно менеджеров. Но это только цветочки. Источник в Минздравсоцразвития в пятницу сообщил, что в министерство поступила информация о грядущем увольнении с АвтоВАЗа еще 31 тыс. человек. По данным анонимного чиновника Минздравсоцразвития, сокращение должно произойти до 1 декабря этого года.

На «АвтоВАЗе» эту информацию комментировать отказались. Однако те же самые «вездесущие анонимы» на заводе поведали информагентствам, что будут уволены 11 тыс. сотрудников пенсионного и 20 тыс. работников предпенсионного возраста. Таким образом, если слухи подтвердятся, к концу года штат «АвтоВАЗа» сократится на 36 тыс. человек. Если учесть, что летом на заводе работало около 110 тыс. сотрудников, то увольнения коснутся каждого третьего рабочего предприятия.

Причина массовых увольнений понятна. Финансовое здоровье автогиганта – хуже некуда. За первое полугодие 2008 года «АвтоВАЗ» получил прибыль в размере 1,5 млрд. руб. Но за первое полугодие текущего года убытки предприятия составили 14,2 млрд. руб. Продажи автомобилей в России в 2009 году упали более чем на 50%. Летом главный конвейер ВАЗа пришлось останавливать. Лишь в сентябре он был запущен, и то на неполную мощность. Сохранять огромный штат в этих условиях, по словам экспертов, значит обречь себя на новые гигантские убытки. А увольнение 36 тыс. человек позволит предприятию экономить около 500–600 млн. руб. в месяц.

«Численность персонала «АвтоВАЗа» в предыдущие годы была раздута. Спрос в тучные годы был большой, требовалось много рабочих. Сейчас ситуация изменилась. Рынок автомобилей просел почти на 60%. Поэтому увольнения – вполне предсказуемый ход», – рассказал «НИ» доктор экономических наук Никита Кричевский. Эксперт добавил, что социальное напряжение из-за увольнений может смягчить государство. Работы лишатся в основном люди предпенсионного возраста. Если им остается год-два до пенсии, им могут сразу же дать пенсионные удостоверения.

Директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев считает, что менеджерский состав автогиганта давно нуждался «во взбучке». «Проблема ВАЗа – безумное роскошество менеджмента. Еще одна проблема заключается в низкой производительности труда. Там, где могли работать 3 человека, работали 5. Думаю, что оптимальная численность предприятия даже при максимальной загрузке – половина от нынешнего состава. Главное, чтобы новое руководство смогло грамотно настроить производство», – сказал «НИ» экономист.

В любом случае даже благая цель оптимизации производства будет иметь побочный социальный эффект. Причем эксперты ждут сокращений не только на «АвтоВАЗе», но и на других предприятиях автопрома. «У всех большие проблемы. Продажи отечественных авто упали даже сильнее, чем продажи иномарок. В результате на ГАЗе под сокращение попали 25% штата. Проблемы у Ижевского завода. С трудностями столкнулись на заводах группы Соллерс. С другой стороны, на предприятиях–поставщиках автозаводов ситуация не такая критическая. В большинстве случаев они сумели перестроиться с производства комплектующих на выпуск других товаров», – говорит г-н Кричевский. Владислав Иноземцев подтвердил, что сотрудники всех предприятий автопрома находятся в группе риска. «У ГАЗа не слишком хорошие перспективы. Они практически остановили выпуск легковушек. Среди других депрессивных отраслей можно назвать машиностроение. Падение производства в этой отрасли с начала года составило 66–72%. Это больше, чем в автопроме», – говорит г-н Иноземцев.

"