Posted 14 августа 2018, 06:31
Published 14 августа 2018, 06:31
Modified 7 марта, 16:50
Updated 7 марта, 16:50
Ирина Канторович, педагог, общественный деятель
На днях оппозиционер Алексей Навальный запустил в интернет очередной разоблачительный видеоролик «Какая в России средняя зарплата?» В нём он утверждает, что Росстат, отвечающий на этот вопрос «45 840 рублей», не правдив.
Вот тут он ошибается: Росстат правдив. Средняя зарплата действительно такова. Из российского бюджета сейчас действительно на зарплаты тратится столько денег, что в среднем на работника получается более 45 тысяч рублей. Почему же тогда, спросите вы, громадное большинство россиян получает в 2-4 раза меньше? Откуда берется такая средняя? Дело в том, что в России сейчас есть около 5-10 процентов работников, получающие такие зарплаты, о которых они никогда и мечтать бы не могли. Их огромные размеры обусловлены на практике одной причиной: личной близостью к руководству бюджетной организацией.
Практика назначения зарплат в России поразит любого здравомыслящего человека, но это реальность наших дней. В России вот уже десяток лет можно совершенно законно платить бюджетному работнику одной должности и одной нагрузки зарплату с разницей в разы, и даже в десятки раз. Это позвляет делать пришедшая в 2008 году на смену Единой тарифной сетке Новая система оплаты труда (НСОТ). По этой системе зарплата любого бюджетника включает в себя базовую часть (оклад) и стимулирующую (поощрение работника руководителем за хорошую работу). А выплата стимулирующих – кому сколько платить – на практике регулируется только совестью руководителя.
При этом по закону (например, для Москвы это п.4 Постановления Правительства Москвы № 1088-ППО от 28 декабря 2010 г.) считается «оптимальным, что объем средств на выплаты стимулирующего характера в составе фонда оплаты труда работников государственного учреждения формируется в размере не менее 30%.». То есть размер стимулирующего фонда ограничен только снизу. Он может быть законно составлять хоть 99 процентов в структуре фонда оплаты труда организации. В настоящее время есть и Определение Верховного суда от 27.11.17 г. N 69-КГ17-22, согласно которому «выплата стимулирующих надбавок является правом, а не безусловной обязанностью работодателя». Так что работодатель может вообще не платить стимулирующие работнику. То есть любой обычный работник, не «приближенный» к руководителю, может рассчитывать только на оклад, даже через суд никто ему стимулирующие не заплатит.
Итак, высокая «средняя зарплата» достигается через стимулирующие выплаты: кого-то держат на голом окладе, а кому-то платят огромные стимулирущие. Об этом публично заявила министр О.Ю.Васильева, выступая в ноябре 2017 года перед ректорами: «Мои коллеги, департамент контрольно-ревизионной деятельности, сделали уже целую подборку схем, как руководство вузов, повышая достаток только отдельных, приближенных, преподавателей, фактически не повышает зарплату педагогического коллектива. По принципу у тебя 20, у меня 120, а средняя у нас 70». Несправедливость, нищенские зарплаты большинства сотрудников, произвол администрации в выплате стимулирующих – реалии современности, порожденные НСОТ. НСОТ спровоцировала и продолжает провоцировать «уникальное явление» нашей страны, по словам Ольги Голодец, - «бедность работающих».
Руководитель понял, что по закону он может перераспределять сэкономленные бюджетные средства в зарлату отдельных сотрудников учреждения, и начал всемерно «экономить» - оптимизировать. Если не изменить законы, продолжающие провоцировать это «уникальное явление», нашу страну ждет катастрофа.
КСТАТИ
Недавно одна медсестра написала письмо в Минздрав следующего содержания:
"Уважаемое министерство здравоохранения Российской Федерации. Прошу вас вспомнить, что в Российской Федерации существует профессия медсестры. Моя ставка - 6 тысяч рублей. Такая зарплата - позор для государства...
Главный врач нашей больницы иногда даёт нам премии, за это ему респект. Но, извините, мы хотим независимо от премий получать достойную зарплату. Ту, про которую вы говорите с экранов телевидения".