Posted 13 августа 2015,, 21:00

Published 13 августа 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:34

Updated 8 марта, 03:34

Старикам нашли компромисс

Старикам нашли компромисс

13 августа 2015, 21:00
Согласно утечкам из правительственных коридоров, чиновники все-таки договорились о размере индексации пенсий в 2016 году. Компромисс между предложениями Минфина и социального блока правительства составил 7%. Впрочем, окончательного и официально оформленного решения все еще нет. Вероятнее всего, полагают эксперты, оно б

Напомним, что ранее в правительстве обсуждалась идея полного отказа от индексации пенсий. Но она в силу крайней непопулярности и высоких социальных рисков довольно быстро отпала. И потому Минфин предложил провести индексацию на 5,5%, 4,5% и 4% соответственно в 2016, 2017 и 2018 годах. А вице-премьер Ольга Голодец, представляющая социальный блок правительства, со своей стороны наставила на совсем других цифрах: 11,9% – в 2016 году, 7% – в 2017-м и 6,3% – в 2018-м. Первый показатель обусловлен прогнозом Минэкономразвития (МЭР) по инфляции на нынешний год.

То есть социальный блок правительства настаивал на принятой индексации пенсий на размер инфляции, а Минфин, отвечающий за сбалансированность бюджета, такой возможности в условиях текущего дефицита не видел. Хотя, как говорят, вариант Минфина смутил свой жесткостью даже президента, на совещании с которым он был озвучен. Особенно на фоне падения доходов населения почти на 20%. В результате, как утверждают источники, стороны «ударили по рукам» где-то посередине – на 7%. Правда, днем в четверг помощник г-жи Голодец Алексей Левченко заявил, что правительство не принимало решений о том, как будут индексированы пенсии в 2016 году, и «обсуждение продолжается».

Между тем по закону индексация пенсий должна проводится по уровню фактической инфляции за прошлый год. Именно так и было сделано в текущем году, когда пенсии повысили на 11,4%. Хотя, как отметил в беседе с «НИ» генеральный директор Института сравнительных социальных исследований Василий Андреенков, индексации даже по фактическому уровню прошлого года никогда не бывает достаточно, и для нормальной жизни пожилым требуется больше денег.

Но при проведении индексации по инфляции социальные расходы, по расчетам Минфина, потребуют дополнительно 3,1 трлн. рублей на 2016–2018 годы. Поэтому министр финансов Антон Силуанов напирает на то, что на эту же сумму придется сокращать все остальные расходы, в том числе и на образование и здравоохранение. И социально ориентированный бюджет в нынешних кризисных условиях – это популизм, из-за которого высок риск потратить весь Резервный фонд уже в 2016 году.

Однако критики подобной позиции министра отмечают, что если на стариках финансовое ведомство готово экономить, то об урезании и сокращении оборонных расходов речи даже не идет. Хотя в общей сложности с учетом всех закрытых статей на эти цели Россия тратит порядка 4% ВВП, что непомерно много, сказал «НИ» старший научный сотрудник Института экономической политики им. Гайдара Сергей Жаворонков. По его словам, в большинстве развитых стран этот показатель не превышает 1–2%.

По мнению эксперта, обсуждение вопроса об индексации пенсий и целесообразности сокращения иных статей бюджета наверняка продолжится осенью, когда правительство активно приступит к работе над главным финансовым документом на ближайший трехлетний период.

"