Posted 13 июля 2005,, 20:00

Published 13 июля 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:28

Updated 8 марта, 09:28

Напрасно забытое старое

13 июля 2005, 20:00
Рассмотренный вчера сенаторами документ устанавливает гарантии прав и законных интересов участников концессии. Теперь частный инвестор получает право построить или реконструировать объект, а затем эксплуатировать, пока не будут возвращены вложенные инвестиции и получена некая прибыль.

Концессии всегда были для России настоящим архимедовым рычагом развития. К началу XX века с их помощью в стране была построена сеть железных дорог, которые работают до сих пор. В том числе знаменитая Северная железная дорога, Транссиб и КВЖД. В 20–30 годах прошлого века концессионеры возвели сотни промышленных предприятий. При Сталине о концессиях приказали забыть, а многих руководителей грандиозных предприятий и строек просто уничтожили.

Одобренный закон определяет, что объектами концессионного соглашения могут стать автомобильные дороги и сооружения транспортной инфраструктуры, железнодорожный и трубопроводный транспорт, морские и речные порты и суда, паромные переправы, аэродромы. В список кандидатов на концессии вошли также объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии, системы коммунальной инфраструктуры, общественный транспорт, другие объекты социально-культурного и социально-бытового назначения.

Заместитель начальника управления экономики и планирования Федерального дорожного агентства Андрей Зарубин, комментируя одобренный документ, сказал «Новым Известиям»: «Он послужит импульсом для развития автодорожной сети России, откроет широкую возможность привлечения в строительство дорог частных инвестиций. Примечательно, что автомобильные дороги в этом законе прописаны напрямую, их теперь можно будет отдавать в концессию».

Дополнительные источники финансирования получают также и эксплуатационники, считает специалист, а это очень важно, поскольку содержание автодорог стоит дорого. По мнению г-на Зарубина, новый импульс получит и идея создания платных дорог. «Конечно, один закон о концессиях все дорожные проблемы не решит. В дополнение к нему, на мой взгляд, потребуется также и закон о платных дорогах», – отмечает специалист.

Председатель подкомитета Госдумы по лесным ресурсам Владимир Крупчак в беседе с «НИ» отметил, что при всех несомненных достоинствах закона там ничего не сказано об объектах, связанных с освоением лесных ресурсов. «Сегодня наша лесосырьевая база осваивается в лучшем случае на 20%, – рассказал он. – Причина всем известна – отсутствие инфраструктуры. В первую очередь дорог. Крупные лесные массивы мы не можем вырубить, поскольку до них не добраться. Если добавить в закон совсем маленькую поправку, где будет сказано о концессии в лесном хозяйстве, он стал бы намного продуктивнее».

Представители лесного комплекса вообще оценивают концессию как более эффективную, нежели аукцион или конкурс на право лесозаготовки. Их участники никогда не будут вкладывать средства в строительство десятков и даже сотен километров дорог, считает депутат, если они после вывоза древесины останутся бесполезным вложением. И немного найдется предпринимателей, которые изъявили бы желание приобрести права на лесозаготовку в отдаленном лесном углу Архангельской области, Республики Коми или Сибири. «Но если построенную концессионером дорогу вовлечь в общую дорожную сеть, сделать платной и тем самым создать условия для возврата инвестиций, – говорит г-н Крупчак, – в самый отсталый сегмент лесного комплекса – лесозаготовку пойдут частные инвестиции».



ЧТО ТАКОЕ КОНЦЕССИЯ

Концессия (буквально: уступка) – данное властью разрешение на создание частного предприятия, а также договор на сдачу в эксплуатацию на определенных условиях природных богатств, предприятий и других хозяйственных объектов, принадлежащих государству. По сути, это форма приватизации, при которой частный инвестор за фиксированную плату или определенный процент от прибыли получает право использовать принадлежащие государству объекты собственности. Расплатившись с властью, оставшуюся часть дохода инвестор оставляет в своем распоряжении.

"