Posted 13 июля 2005,, 20:00
Published 13 июля 2005,, 20:00
Modified 8 марта, 09:28
Updated 8 марта, 09:28
Среди тех, кто, приобретая дорогие вещи, рассчитывал только на свои деньги, больше жителей Центрального федерального округа и городов-миллионников. Примечательно, что более половины россиян (56%) в последние 12 месяцев вообще никаких товаров длительного пользования не покупали. Экономить поневоле приходилось в первую очередь гражданам с начальным образованием (88%), пенсионерам (80%), людям с низким уровнем доходов (64%) и жителям сельской местности (63%).
Россияне, уже воспользовавшиеся услугами банков для совершения покупок, приобретали в первую очередь бытовую технику (45%). Интересно, что на Юге России, в Сибири и на Урале таковых было больше, чем в среднем по стране. На втором месте (19%) стоит покупка видеотехники, особенно популярная в Северо-Западном регионе. Призовую тройку замыкают мобильные телефоны, которые в кредит приобрели 16% опрошенных. Впереди России всей оказались по этому показателю опять же жители Урала и Сибири, бравшие для этой цели деньги в банки почти вдвое чаще. На автокредитование пришлось лишь 7% займов, здесь в лидерах снова уральцы и, как это ни странно, жители малых городов.
Активнее всего ведет себя на рынке потребительского кредитования молодежь в возрасте от 18 до 24 лет. Ее приоритеты – бытовая техника, мебель, стройматериалы для ремонта. Вероятно, речь идет в первую очередь о тех, кто начинает жить самостоятельно и уже прилично зарабатывает, чтобы занятые деньги отдать. Не забывают молодые люди и о мобильниках – для их покупки они кредитуются вдвое чаще, чем все остальные. Те, кто постарше (25–35 лет), охотнее, чем другие, берут деньги в банках, чтобы иметь свой настольный компьютер или ноутбук. А те, кому за 45, чаще пользуются кредитами для покупки телевизоров, «видаков» и камер. Вполне понятно, что во всех возрастных категориях преобладают люди с высоким по российским меркам уровнем дохода.
Наблюдения социологов вполне подтверждаются статистикой. За последние три года объем потребительского кредитования вырос более чем в семь раз. На начало этого года он составил 536 млрд. руб. Банки в борьбе за клиента готовы понижать процентные ставки, смягчать требования к заемщикам, так что выход на 1 трлн., по экспертным оценкам, уже не за горами. Правда, некоторые аналитики уже высказывают опасения, что при таком спросе на деньги и готовности банков ссужать их чуть ли не каждому желающему люди уже во вполне обозримом будущем могут залезть в такие долги, что отдавать их будет нечем.