Posted 14 июня 2022, 11:33
Published 14 июня 2022, 11:33
Modified 7 марта, 12:22
Updated 7 марта, 12:22
В сети развернулась интереснейшая дискуссия о том, какая судьба ждет российские торговые центры, во множестве появившиеся в стране за последние 20 лет. Не секрет, что сперва из-за пандемии коронавируса, а затем из-за жесточайших санкций, большинство арендаторов вынуждены были закрыть свои магазины в ТЦ, что поставило под удар само существование этих огромных и еще недавно сверхпопулярных площадей.
Политолог Александр Сайгин из Волгограда пишет в своем канале, что просто время ТЦ во всем мире подходит к концу, а пандемия и санкции тут ни при чем:
«Стало понятно, что торговые центры - уходящий формат, когда эти же торговые центры появились в онлайне. То есть, все эти Озоны и Вайлдберрис уже года четыре как начали трансформировать реальность. Но не только с точки зрения потребления. ТЦ - это место встреч. Ковид изрядно покалечил эту форму коммуникации. Санкции выбили интересные марки и ещё сильнее притопили кинотеатры, которые и без того постепенно просаживались из-за появления онлайн-сервисов.
Интересно было бы посмотреть сейчас, что происходит с посещаемостью ТЦ и где предел их рентабельности. Не менее интересно, куда они будут трансформироваться? «Мармелад» по соседству со мной стал чаще устраивать ярмарки продуктов и всяких хендмейдеров, завёл сцену для коллективов. Аналогичным образом пошёл Ворошиловский ТЦ. Что ещё?»
Между тем, на Западе с этой проблемой столкнулись раньше, чем в России. О том, как можно будет использовать западный опыт пишут аналитики канала Proeconomics:
«Примерно наполовину возможность спасения ТЦ будет в руках правительства и муниципалитетов, другая половина – мелкий и средний бизнес из ранее не представленных в ТЦ сегментов сферы услуг. Надо смотреть на западный опыт, особенно на США, где эту проблему стали решать задолго до нас. Там уже закрыты десятки крупных торговых центров, а торговля перемещается в более конкурентноспособный онлайн.
К примеру, еще три года назад один из ТЦ штата Нью-Джерси, площадью 300 тыс. кв. м закрывался и банкротился несколько раз, покуда его не решили переделать. 45% площадей оставили под торговлю, а остальное - под развлечения: аквапарк, колесо обозрения, каток, горка для лыж, два поля для мини-гольфа, рестораны…»
Правда, по мнению аналитиков, вряд ли в российских ТЦ будет столько развлечений, поскольку начался режим экономии, однако три сферы, где деньги еще есть остались:
Во-первых, это государственный сектор: в ТЦ могут быть размещены офисы служб трудоустройства, «Моих услуг», выдачи патентов и санитарных книжек трудовым мигрантам, «ярмарки самозанятых», фермерские и ремесленные лавки.
Во-вторых, детский сектор: обычно родители стараются не экономить на детях даже в кризис, а стало быть, заполнить пустующие площади можно кружками, секциями, развивающими классами….
И в-третьих, здоровье: пункты анализов, стоматология, лечебная физкультура/физиотерапия и так далее…
Примерно то же самое прогнозирует и Сайгин:
«Вангую появление отделений «Почты России» и, вероятно, избирательных участков (и обычных и для ДЭГ). Возможно, что-то появится для досуга пенсионеров (всё-таки серебряный возраст должен всё больше получать активные формы и пространства). Не исключаю, что и медцентры пойдут в ТЦ. Тем более, что в Москве некоторые ТЦ перепрофилировали под ковидные госпитали. И, конечно же, это идеальные «пункты прохлады» в летний период для южных регионов. В связи с глобальным потеплением тема становится всё более актуальной. Коворкингов там не вижу. У нас ещё не все заводские площади под это перепрофилировали.
Подумал, что часть площадей ТЦ можно вполне под зимние сады перепрофилировать. Особенно в северных регионах, где лета не хватает…»