Posted 13 июня 2005,, 20:00

Published 13 июня 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 02:35

Updated 8 марта, 02:35

Слезы горючие

Слезы горючие

13 июня 2005, 20:00
До конца весенней сессии Госдума планирует рассмотреть внесенный правительством законопроект, предусматривающий введение акциза на прямогонный бензин и низкооктановые сорта моторного топлива. Так власть намерена бороться с растущим потоком фальшивого бензина на российских заправках. Масштабы производства и продажи сурр

Точных объемов поддельного бензина, который покупают автомобилисты, не знает, похоже, никто. Впрочем, может, и знает кто-то, но не говорит. Специалисты топливного рынка утверждают, что можно назвать только оценочные цифры, которые дают лишь приблизительное представление о количестве фальсификата. Руководитель Управления инспекции экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды правительства Москвы Виктор Кирпичников считает, что доля «левого» бензина на рынке Московского региона составляет от 20 до 30%. По другим экспертным оценкам, она может достигать 35%.

При этом явным фальсификатом, по мнению специалистов, нельзя считать такое топливо, которое московские контролирующие органы считают некачественным по некоторым экологическим характеристикам. Например, государственные стандарты или технические условия допускают содержание серы в моторном топливе до 0,2%, столичные – на порядок строже. «Законом города Москвы установлены более жесткие критерии качества топлива, чем требования Госстандарта, – пояснил Виктор Кирпичников «Новым Известиям». – По столичным меркам топливо может считаться некачественным, хотя такой же бензин имеет полное право продаваться на автозаправках Московской области и вполне соответствовать всем принятым нормам».

Сомневаетесь – езжайте дальше

Президент Московской топливной ассоциации (МТА) Евгений Аркуша признал в разговоре с «НИ», что проблема фальсификации топлива для московского рынка весьма актуальна. Он также отметил, что в регионе уживаются и явный «фальшак», и просто низкокачественное топливо. И если в первом случае речь идет об абсолютно непригодной для двигателей горючей жидкости, то во втором заправляться все же можно. Хотя лучше этого не делать. «Особенно болезненно плохой бензин переносят иномарки, – говорит Евгений Аркуша. – Топливная система выходит из строя за несколько месяцев».

По мнению специалистов МТА, топливные суррогаты производят, как правило, кустари в «домашних» условиях или нефтебазы. «Нефтяные компании подделкой топлива не занимаются, – утверждает г-н Аркуша. – На фирменных заправках вам плохой бензин не предложат. У них организована система регулярных проверок качества, и в случае нарушений предусмотрены суровые взыскания к персоналу».

В том, что на фирменных заправках подделок практически не бывает, уверяли «НИ» и в представительствах солидных нефтяных компаний, которые, как нам сообщили, постоянно проверяют качество топлива на своих бензоколонках. Для этого у них есть хорошо оснащенные передвижные лаборатории, которые позволяют определить состав заливаемого бензина практически мгновенно.

Однако абсолютное большинство заправок фирменными как раз и не являются. Поэтому никто не может гарантировать, что на обычных и даже на так называемых франчайзинговых колонках, которые выступают под флагом крупных нефтяных компаний, вам не плеснут в бензобак какой-нибудь дряни вроде смеси бензола со спиртом или ацетона с нафталином. «Они покупают бензин где угодно и какой угодно», – рассказали нам в солидной НК, владеющей разветвленной сетью московских АЗС. Поэтому, советуют специалисты, когда вы подруливаете к заправке, не торопитесь к «пистолету», а внимательно ознакомьтесь сначала с вывешенными там бумагами. Если сомневаетесь хоть в чем-то, ищите другую.

Где точно происходит окончательная доводка фальшивого топлива до товарного вида, можно только предполагать. «Я не могу голословно заявлять, что его производят на нефтебазах, поскольку мы их не проверяли, – продолжает рассказ Виктор Кирпичников. – Конечно, хотелось бы найти и установить этот неиссякаемый источник». Столичный чиновник считает, что проблему топливных фальсификатов решить можно, если к этому привлечь не только экологов, но и правоохранительные органы Москвы и области, а также других регионов. «Ведь топливо к нам везут со всей страны», – напоминает он.

Убойные коктейли

И все же, как бы ни открещивались от суррогата солидные нефтяники, он появляется на бензоколонках не без участия нефтеперегонных заводов (НПЗ), 80% которых входит в состав крупных нефтяных компаний. По словам специалистов, основу «бодяжного» топлива составляет так называемый прямогонный бензин. Это продукт первичной переработки нефти, который моторным топливом вообще не является. Нефтеперегонщики должны отправлять его нефтехимикам, которым он нужен как сырье для производства различных смол, полимеров, пластмасс. Но уж очень велик соблазн заработать на «прямогонке», которая почти в три раза дешевле настоящего бензина, поскольку не облагается акцизами. Тут и прерывается цепочка поставок – сырье идет не на предприятия нефтехимической промышленности, а изготовителям фальшивого топлива.

Вообще-то октановое число прямогонного бензина редко превышает 60 единиц – на таком далеко не уедешь. Но это легко поправимо. На тех же НПЗ, как правило, имеются мощности по производству топлива для так называемой малой авиации, которая летает на высокооктановом этилированном бензине. Он-то и идет нередко в дело для поднятия «октанажа» у фальшивки. Товар, заметим, также не подакцизный, а потому сравнительно недорогой. Российские умельцы примешивают к прямогонному бензину не только высокооктановые и авиационные марки, но и всевозможные добавки на основе этиловой либо метиловой жидкости, соединения свинца, железа и марганца. Такой «коктейль» горит, но горе тому мотору, который хлебнет этого бензина. «Конечно, никто не скажет, что наши НПЗ сами торгуют суррогатами, – утверждает Евгений Аркуша. – Однако весь фальсификат идет именно оттуда».

Тем не менее смеси на основе прямогонного и авиационного бензина еще не самый опасный для автомобилей вариант. Специалисты рассказывают, что существуют подделки куда более грубые. Убойную смесь для моторов бензиновые самогонщики готовят из всего, что горит. Например, покупают у химиков бензол или метанол. Затем его «бодяжат» с другими горючими жидкостями, облагораживают эту дикую смесь присадками на основе железа или марганца, добавляют для повышения октанового числа этиловой жидкости – и «бензин» готов к продаже. После заправки такой смесью нейтрализаторам выхлопных газов в современных автомобилях приходит конец. Кстати, вовсе не факт, что такие «замесы» продают только под видом низкооктанового горючего вроде АИ-80. Виктор Кирпичников утверждает, что во время проверок свинец находили даже в топливе, которое реализуется под маркой «супер».

Их должен знать каждый

«Основной признак поддельного продукта – наличие свинца в топливе, – рассказывает г-н Кирпичников. – Несколько лет назад этиловая жидкость широко применялась для увеличения октанового числа бензина. Как известно, она является сильнейшим ядом, и поэтому ее производство на территории России запрещено с 2000 года. Запрещено и производство этилированного бензина». Тем не менее, по словам эксперта, выявлено немало случаев, когда московские заправочные станции торговали бензином, в котором был обнаружен свинец. Это может говорить только об одном: в топливо добавляли соединения этого металла в составе этиловой либо метиловой жидкости. «И такого бензина в Москве мы выявляем до 20%», – сообщил г-н Кирпичников.

Хотя самих бензиновых самогонщиков привлечь к ответственности пока не удалось, некоторые торговцы фальсификатом все же попались. «Мы проверили примерно 12% из более тысячи московских заправок,– говорит столичный чиновник. – На двух десятках бензоколонок выявили факты торговли фальсифицированным топливом. Каждый нарушитель был оштрафован в среднем на 200 тыс. руб.». В принципе для бензоколонки это чувствительно – примерно столько стоит 15 тыс. литров 92-го бензина. По словам специалиста, при повторных проверках нарушений не было.

На наш прямой вопрос, кого все-таки поймали на «фальшаке», г-н Кирпичников сообщил следующее: «Наиболее грубые нарушения зафиксированы на бензоколонках ЗАО «Ассоциация «Гранд», ООО «КПФ Лидер – АСВ», ООО «Ассирия ХХI век», ООО «Компания «Жигули», ООО «Трансэнергоснаб», ЗАО «Фирма «Техинвест». Смеем утверждать: список торговцев некондиционным бензином этими шестью фирмами не исчерпывается. На самом деле их гораздо больше, просто далеко не всех еще схватили за руку. Да и сам московский чиновник признает, что отдельные проверки нескольких десятков столичных бензоколонок общую проблему не решат. Поэтому производство суррогатов ширится по всей стране.

Проблема фальшивого бензина тем временем вышла на законодательный уровень. Как сообщили «НИ» в комитете Госдумы по бюджету и налогам, пару недель назад правительство внесло на рассмотрение парламента законопроект, который мог бы укротить поток суррогатного топлива. Среди прочих мер, предусмотренных документом, предлагается ввести акциз на прямогонный бензин в размере 2 тыс. 657 рублей за тонну, а также на низкооктановые сорта бензина. Законопроект, как ожидается, будет вынесен на обсуждение еще до конца весенней сессии.

Представители нефтяных компаний, похоже, верят, что эти меры сведут на нет экономический интерес подпольных бензиновых бутлегеров и помогут устранить с рынка основную долю фальшивого топлива. Скептики говорят, что всевозможных горючих жидкостей, которые активно используются при изготовлении топливных суррогатов, отечественная нефтехимия выпускает предостаточно, а потому фонтан не иссякнет. Ну а потребителям, видимо, придется раскошелиться. Акциз на АИ-80 непременно поднимет розничную цену на эту марку. Правда, машин, которые ездят на таком бензине, становится все меньше. Но и тем, кто использует популярные АИ-92, АИ-95 и АИ-98, расслабиться не придется. Трудно себе представить, что, подняв цену на одну марку, хозяева АЗС оставят в покое остальные. Потребитель у нас платит за все: и за фальшивку, и за борьбу с ней.

НЕКАЧЕСТВЕННЫЙ БЕНЗИН В МОСКВЕ ПРОДАВАЛИ

ЗАО «Ассоциация «Гранд»
ООО «КПФ Лидер – АСВ»
ООО «Ассирия ХХI век»
ООО «Компания «Жигули»
ООО «Трансэнергоснаб»
ЗАО «Фирма «Техинвест».

(По данным Управления инспекции экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды правительства Москвы).

"