Posted 13 мая 2018,, 21:00

Published 13 мая 2018,, 21:00

Modified 7 марта, 17:02

Updated 7 марта, 17:02

Дело Архангельского: суд Лондона обязал выплатить долги банку

Дело Архангельского: суд Лондона обязал выплатить долги банку

13 мая 2018, 21:00
9 мая в Лондоне Высокий суд правосудия огласил результаты длительного разбирательства по иску Банка «Санкт-Петербург» к бывшему владельцу «Осло Марин Групп» (ОМГ) Виталию Архангельскому. Суд удовлетворил иск банка о взыскании с г-на Архангельского задолженности по кредитным договорам и поручительствам.

Эксперты полагают, что общая сумма иска составит около 1,8 млрд рублей. И таким образом другие кредиторы Архангельского получат шанс вернуть свои деньги.

А речь идет о совсем немалых средствах.

Холдинг Виталия Архангельского “Осло Марин групп” (ОМГ) был создан в 1999 году и в него со временем вошли страховая компания "Скандинавия", Выборгский порт и два терминала в порту Санкт-Петербурга – “Онега” и “Западный". Кроме того, Архангельский занимался туризмом, лизингом... В 2006 году ОМГ вознамерилась строить в Ленинградской области деревообрабатывающий комбинат и яхт-клуб на берегу Финского залива. Новые проекты требовали денег, и они нашлись в виде банковских кредитов на общую сумму более 14,5 млрд рублей.

Тогда банк “Возрождение” выдал 5 млрд рублей, “Санкт-Петербург - 4 млрд, Связь-банк - 550 млн рублей, ВТБ - 350 млн, Морской акционерный банк - 56,5 млн рублей, Энергомашбанк - 56,7 млн рублей). Свои средства вложили так же Мастер-банк, Внешэкономбанк и Липецкомбанк.

Как пишет «Комсомольская правда» в Петербурге» (https://amp.spb.kp.ru/daily/26828.7/3867720/), «несмотря на огромный объем долговых средств, реализовывать свои планы ОМГ не торопилась. Между тем, просрочка по кредитам начала расти. При этом почти 6 млрд рублей были потрачены по 10 сделкам, - таким как приобретение сомнительных активов (векселя, дебиторская задолженность), а также пошли на закупку активов и услуг, цены которых были значительно завышены. Как стало известно позже, из компаний средства были выведены в оффшоры: Land Breeze Holdings Ltd (2,3 млрд рублей), City Center LLC (2 млрд рублей), Briz LLC (730 млн рублей), Finwood LLC (584 млн рублей) и New Energy Technologies (378 млн рублей).»

Дела у Архангельского пошли не лучшим образом. Весной 2006 года Выборгская судостроительная компания, которая владела тремя судами, подала иск о собственном банкротстве. Само собой разумеется, что кредиторы начали требовать возврат денег и подавать иски против компаний Виталия Архангельского. Но осенью 2009 года бизнесмен сбежал из России.

В 2010 году французский суд принял решение о снятии обеспечительного задержания "на базе анализа доказательств, представленных адвокатами Виталия Архангельского, согласно которым он и его семья являются жертвами "политически мотивированных обвинений криминализированной системы правосудия в России". Именно с такими формулировками в странах Запада пребывают беглые российские олигархи, банкиры и мошенники самого разного толка.

Впрочем, у банков оставались в залоге активы ОМГ. Однако при попытке войти в управление ими кредиторы узнали много нового. Например, ВТБ, выдавший в 2008 году кредит на 350 млн рублей компании Архангельского ООО “Петролес”, получил в залог логистический комплекс и земельный участок в Петербурге. Когда же в 2009 году банк потребовал право собственности на заложенное имущество, выяснилось, что владелец активов сменился еще до заключения договора о кредитовании, а подпись на договоре поручительства оказалась фальшивой.

Но ВТБ - не из тех, кто "прощает" обман клиентов. Банк обратился в правоохранительные органы, а вскоре к ВТБ присоединился и Морской Акционерный Банк, так же считающий себя пострадавшим. Главное следственное управление Адмиралтейского РУВД возбудило уголовное дело по факту мошенничества. Сбежавшему из страны Виталию Архангельскому заочно было предъявлено обвинение, а его самого объявили в международный розыск.

Правда, в 2012 году ВТБ доказал свое право на ООО "Онега" и стал его основным кредитором в процессе банкротства. Долг банку возрос до 415 млн рублей.

Еще больше он - у банка "Возрождение", выдавшему кредиты компаниям “Портовое оборудование” (занималось перевалкой грузов в Выборгском порту) и “Порт Выборгский”. На сегодняшний день он составляет 3,4 млрд рублей.

Всего же с 2009 года восемь кредитных учреждений пытались вернуть свои средства, выданные бизнесмену Архангельскому под его “перспективные” проекты. Они подали более 10 исков в Петроградский и Кировский районные суды.В 2010-2012 годах судебные процессы предпринимателя и его кредиторов проходили в судах Ниццы (Франция), Никосии (Кипр), Британских Виргинских островов, а также в Лондоне.

Вернуть беглого бизнесмена на родину оказалось невозможным из -за того, что Франция отказала в экстрадиции Архангельского в 2011 году. Тогда же и началась судебная эпопея с банком «Санкт-Петербург». Сначала она шла на Британских Виргинских островов, где питерский банк выиграл дело. Затем переместилась в Лондон, где банк требовал от Архангельского вернуть $90 млн скопившейся задолженности по кредитам, выданным компаниям ОМГ. Кроме того, банк настаивал на опровержении высказываний Архангельского о том, что «Санкт-Петербург» и связанные с ним компании, в сговоре осуществили захват активов путем мошенничества.

Как сообщают СМИ, большая часть судебных заседаний проходила в Лондоне по скайпу. Архангельский отказался от выезда в Лондон под предлогом его розыска «Интерполом», судебные клерки были вынуждены собрать многочисленные тома судебного дела и выехать для его допроса во Францию, при этом сам он активно выкладывал в соцсетях фото с европейских горнолыжных курортов. Стенограммы с судебных слушаний больше напоминали цирк: Архангельский на ходу жонглировал фактами, менял показания и отвечал по большей части «не знаю» или «не помню». В ходе одного из судебных слушаний он уверял, что не разбирается в бухгалтерии, пока ему не напомнили, что когда-то бизнесмен занимал пост главного бухгалтера в компании «Русив» с зарплатой в 1 млн рублей в месяц.

«Мы с удовлетворением восприняли решение Высокого суда Лондона и считаем его справедливым завершением многолетнего судебного процесса. Мы были уверены в том, что по этому спору, в основе которого лежало откровенное мошенничество нашего заемщика, будет принято непредвзятое и объективное решение. Сейчас мы изучаем, каким образом и за счет каких активов господин Архангельский сможет исполнить решение Высокого суда правосудия», — комментирует решение суда директор Дирекции по правовым вопросам Банка «Санкт-Петербург» Сергей Данейкин.

Тем не менее Архангельский собирается подавать апелляцию и говорит о том, что силы в лондонском суде были не равны. «Мой представитель боролся в одиночку с большой командой дорогих лондонских адвокатов. Его аргументы, прозвучавшие в суде, были сильнее, однако в написании бумаг он заведомо проигрывал противнику, поскольку он, повторяю, работал один, а со стороны банка документы готовила целая футбольная команда. Поскольку судья готовил решение с июня 2016 года, он, к сожалению, опирался, в основном, на бумаги», — отметил Виталий Архангельский в интервью РБК.

Одной из последних новостей из судебной тяжбы между банком «Санкт-Петербург» и бизнесменом Виталием Архангельским в 2016 году стала в буквальном смысле взятка космических масштабов.

Как пишет Фонтанка.ру, в числе прочего Архангельского допросили об истории с покупкой в 2007 году так называемого Западного терминала на Дороге на Турухтанные острова Петербурга, которая, как оказалось, представляет особенный интерес. Наверное впервые российский бизнесмен, не находящийся под обвинением, официально объявил о том, что давал взятку. Причем не просто кому-то там, а бывшему в то время заместителем руководителя Росморречфлота (будущему главе Мурманской области) Дмитрию Дмитриенко. И не какие-то копейки, а $160 млн. По среднему курсу 2007 года это 4 млрд рублей, по нынешнему — 12,2 млрд.

— А зачем было платить эти деньги? — спросили у Архангельского на допросе.

— Зачем? Затем, что он был российским бюрократом, ответственным за развитие на данной территории, и если бы он не согласовал и не поддержал бы данный проект, проект не был бы реализован.

— Как его звали?

— И тогда…

— Простите, как его звали?

— Дмитриенко.

— Можно по буквам?

— Д-М-И-Т-Р-И-Е-Н-К-О.

— А должность его была?

— Он был руководителем Федерального агентства морского и речного транспорта (здесь Виталий Архангельский ошибся, Дмитрий Дмитриенко никогда не было руководителем Росморречфлота, он работал советником главы, затем — его заместителем. — «Фонтанка.ру».)

Между тем Виталий Архангельский сегодня позиционирует себя, как опальный бизнесмен, спасшийся бегством из России. Он ведет «скромный» образ жизни в Ницце. Судя по его странице на Facebook, господин Архангельский посещает премьеры спектаклей, фотографируется с именитыми актерами и режиссерами, ездит кататься на лыжах в Альпы, арендует для полетов вертолет и еженедельно держит друзей в курсе своего богатого рациона, состоящего из алкоголя, морепродуктов и мяса-гриль. Такой образ жизни он ведет якобы за счет своего нового французского бизнеса, компании CofranceSARL, которая предлагает услуги во Франции и Монако по медицинскому страхованию, открытию банковских счетов, сбору и переводу документов для визы и вида на жительство, помощь в получении ипотеки во Франции для россиян. Кроме того, компания помогает арендовать недвижимость или отель, купить авиабилеты или заказать трансфер. Помимо этого, CofranceSARL предоставляет в аренду самолеты и вертолеты во Франции и Монако. Офис компании расположен недалеко от Английской набережной в Ницце. В то, что такой бизнес был создан с нуля и без средств, верится с трудом, отмечает "Комсомольская правда".