Posted 13 апреля 2015,, 21:00

Published 13 апреля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:47

Updated 8 марта, 03:47

Вопрос на миллион

Вопрос на миллион

13 апреля 2015, 21:00
Один из самых популярных вопросов президенту Владимиру Путину, зафиксированных на портале «Москва-Путину» в преддверии «Прямой линии» главы государства 16 апреля, звучит так: «Когда случился экономический кризис и падение рубля, цены в магазинах начали сразу расти. Сейчас мы наблюдаем укрепление рубля. В магазинах цены

За 2014 год, напомним, рубль потерял в цене к доллару 40%, к евро – 35%. В декабре продовольственные товары (без алкогольных напитков) подорожали на 15,7% по сравнению с декабрем 2013-го, на непродовольственные товары – на 8,1%, на услуги – на 10,5%. В январе-феврале рост продолжился. Среди продовольственных товаров наиболее существенно выросли цены на сахар-песок (на 67%), крупу и бобовые (на 48,2%) и плодоовощную продукцию (на 42,2%). Как следствие, стоимость минимального набора продуктов питания, определяемая Росстатом, в расчете на месяц в среднем по России составила 3750 рублей и увеличилась с конца февраля 2014 года на 24,4%.

Между тем уже с января нынешнего года рубль постепенно отвоевывает позиции у мировых валют и сейчас показывает минимальные к ним значения за последние три-четыре месяца. Почему же тогда цены на товары не откатываются назад – к своим прошлогодним показателям?

Опрошенные «НИ» эксперты предлагают следующий ответ: у бизнеса пока нет веры в стабильность рубля. «Санкции никто не отменял, аренда торговых площадей не снижается и находится на довольно высоком уровне, – говорит Дмитрий Суворов, начальник управления группы «Лайф Капитал». – Практически во всех сферах бизнеса ощущается неопределенность, и предприниматели с большой опаской смотрят в будущее».

Как отмечает аналитик компании RoboForex Андрей Гойлов, в крайне сложной ситуации в последние полгода оказались импортеры: им почти недоступны кредиты, компании вынуждены работать исключительно на деньги от прибыли, что сковывает возможности для развития и ценового маневра. Особенно это касается бизнеса, не связанного с продуктовым ритейлом. Стоимость займов в России по-прежнему высока и начинается от 15% годовых, это оборачивается массовой нерентабельностью заемщиков. В цену товаров отечественных производителей входит не только чистая стоимость спроса: продавцы стремятся заложить в нее все риски, которые сейчас можно предусмотреть. А рисков этих в настоящее время меньше не становится, вот цены и не спешат снижаться.

По словам экспертов, на текущий момент российские производители, имеющие высокую зависимость от импортного сырья и оборудования, пытаются создать определенную «подушку безопасности», чтобы выжить даже в ухудшающихся обстоятельствах. Именно этот фактор и может затянуть процесс снижения цен на срок от 6 до 9 месяцев, даже при налаживании дел в экономике в целом.

«На ситуацию может повлиять не укрепление рубля, а падение спроса на определенные группы товаров и брендов, – говорит начальник отдела исследований рынка CBRE Валентин Гаврилов. – Товары будут дешеветь, но не в массовом порядке».

Между тем частичный ценовой откат все же происходит. В частности, в течение двух недель цены на продовольственные товары могут упасть, заявил на днях исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Андрей Карпов. «Мы ведем соответствующие переговоры с поставщиками. Курсовая стоимость стабилизировалась, рубль укрепляется, и это должно найти отражение в ценах», – сказал он. В АКОРТ рассчитывают, что стоимость продуктов понизится на 5–10%.

Уверенности в том, что то же самое произойдет в ближайшее время с другими группами товаров, в частности с холодильниками, телевизорами, компьютерами и прочей бытовой и электротехникой, у Андрея Карпова нет. Как отметил глава АКОРТ, «валютная стоимость не нашла прямого отражения в технике, сами поставщики зачастую крайне аккуратно подходят к ценообразованию на свою продукцию», – отмечает глава АКОРТ.

Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин в беседе с «НИ» согласился с тем, что кое-где цены все-таки отступают с недавних заоблачных уровней. «Откат заметен прежде всего в крупных сетевых магазинах, торгующих плодоовощной продукцией по фиксированным поставкам в валюте, – констатирует эксперт. – На потребительских ценах отражается прежде всего жесткая конкуренция: супермаркеты не хотят терять покупателя, который болезненно реагирует на каждый лишний рубль в ценнике».

Что касается бытовой техники, то, по мнению Дмитрия Янина, цены на нее не падают во многом из-за выросших издержек, связанных с удорожанием кредитов.

«Немалая часть товаров, которыми мы с вами пользуемся, производится в России, – заметил в комментарии для «НИ» старший научный сотрудник Института экономической политики им. Гайдара Сергей Жаворонков. – В некоторых есть валютная составляющая, но не стопроцентная. Поэтому цены не должны и не могут снизиться в той пропорции, в какой рубль подорожал по отношению к доллару. Ведь не все товары покупаются за доллары».

"