Posted 13 апреля 2011,, 20:00

Published 13 апреля 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:37

Updated 8 марта, 06:37

Зато мы делали ракеты

Зато мы делали ракеты

13 апреля 2011, 20:00
Перед уходом в отставку глава Роскосмоса Анатолий Перминов громко хлопнул дверью. Вчера в своем докладе в Совете Федерации он предупредил, что предприятия ракетно-космической отрасли «не готовы в полной мере» к выполнению гособоронзаказа на 2011–2012 годы. Наверняка будут сорваны и сроки полета на Марс, который состоит

Как отметил руководитель Роскосмоса, причиной возможного срыва госзаказа является то, что «не в полной мере выполнены задачи по повышению надежности ракетной техники». Кроме того, «проявляются недостатки в системе контроля готовности ракет перед запуском». Проблемы затронули даже международные проекты. По признанию г-на Перминова, «проявляется тенденция снижения уровня ответственности предприятий в международной кооперации». В качестве примера он привел аварию ракеты KSLV, задержку ввода в эксплуатацию стартовой площадки «Союз» во французской Гвиане на космодроме Куру.

Как сообщил «НИ» член общественного совета при Минобороны РФ, директор Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Игорь Коротченко, «можно, конечно, снять г-на Перминова, но речь идет о системном кризисе ракетно-космической отрасли». Как пояснил эксперт, невнимание к проблемам ракетно-космической отрасли, сохраняющееся с 1990-х годов, привело к тому, что «даже экстренными финансовыми вливаниями проблем там сейчас не решить».

По словам г-на Коротченко, проблемы с элементной базой привели к тому, что на российские спутники устанавливается «дешевое» импортное оборудование, в том числе тайваньское. Делать, например, радиационно-стойкие компоненты для спутников у нас разучились, а те же США отнюдь не горят желанием делиться с конкурентами своими новейшими достижениями. В итоге, отмечает эксперт, «срок службы наших спутников в несколько раз меньше, чем у американских», которые летают по 8–10 лет. Не меньше проблем у космической отрасли и с гособоронзаказом. У всех на слуху неудачные старты новейшего ракетного комплекса «Булава». И удивляться этому не приходится. По оценке г-на Коротченко, за годы реформ в ракетостроении было утеряно около 200 «критически важных технологий».

Среди прочего г-ну Перминову вменяется в вину срыв сроков производства спутников в интересах Минобороны и гражданских ведомств. По словам вице-премьера Сергея Иванова, в прошлом году в рамках гособоронзаказа было изготовлено всего пять космических аппаратов из 11, предусмотренных в нем. Как пояснил Игорь Коротченко, задержки связаны во многом с тем, что из-за утери необходимых технологий приходится изготавливать заменители отсутствующих компонентов, а это требует дополнительных испытаний, согласований.

МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»

Как рецепт вывода отрасли из кризиса глава Роскосмоса предложил предприятиям увеличить производительность труда на 15%. Также должна быть повышена эффективность использования производственных мощностей на 3% и снижены управленческие и коммерческие расходы для продукции по госзаказу на 2%. Однако, по мнению г-на Коротченко, это не решит проблем с дефицитом квалифицированных кадров, утерянных за годы пренебрежения космонавтикой. Одними деньгами не решить и вопрос «отсутствующей технологической культуры». Как пример эксперт привел случай с падением спутников «Глонасс», произошедший «в результате халатности».

Под занавес своего выступления глава Роскосмоса поставил под сомнение сроки выполнения марсианской миссии. По его мнению, полет на Красную планету, на который власти планируют выделить из бюджета 600 млн. долларов, станет возможен не ранее 2035 года. А не в 2029–2030 годах, как планировалось ранее в соответствии с меморандумом, подписанным Россией с 21 зарубежными космическими агентствами. Как сказал, г-н Перминов, предстоит сначала создать ядерную силовую установку, которой пока нет. Между тем экологи высказывают сильные сомнения в перспективности ядерного космического корабля.

Как сообщил «НИ» председатель правления Экологического правозащитного центра «Беллона» Александр Никитин, «эта идея не нова». «В СССР уже использовались космические аппараты с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ). Потом от них отказались после того, как произошло несколько аварий. В частности, один наш космический аппарат с ЯЭУ упал на территорию Канады, и Советский Союз вынужден был оплатить нанесенный ущерб», – рассказал специалист. Экологи подчеркивают: самая большая опасность использования в космосе ядерных технологий, связана с транспортировкой этих материалов на орбиту, а также с их нештатным возвращением в атмосферу.

"