Posted 13 апреля 2008,, 20:00

Published 13 апреля 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:13

Updated 8 марта, 08:13

«Чем крупнее компания, тем она наглее»

13 апреля 2008, 20:00
Вчера вступила в силу новая редакция правил ОСАГО. По мнению экспертов рынка, обновленные нормы в очередной раз требуют от автомобилистов больше дисциплины. Между тем Российский союз автостраховщиков (РСА) накануне обнародовал «черный список» недобросовестных компаний, которые работали на рынке автогражданки с большими

Поправки к ОСАГО, которые распространяются на договоры, заключенные со вчерашнего дня, в первую очередь затронули отношения страховщика и застрахованного. В частности, потерпевший в ДТП больше не имеет возможности самостоятельно устраивать экспертизу в обход «независимой экспертизы страховщика». А в случае «отказа страхователя от договора» часть страховой премии не возвращается. Для его расторжения и получения части премии владелец авто должен предоставить документы, подтверждающие прекращение страхового риска по договору или факт продажи автомобиля.

Принесут ли новые правила долгожданную стабильность в напряженные отношения «страховщик-страхователь», покажет время. Сейчас же о спокойной жизни автомобилисты могут только мечтать. В конце прошлой недели Российский союз автостраховщиков (РСА) вывесил на своем сайте перечень из 12 компаний, которые недобросовестно исполняли свои обязательства на рынке ОСАГО. Правда, две из них уже ликвидированы, а десять находятся в стадии банкротства. При этом по восьми компаниям РСА подал заявление в правоохранительные органы, из них по шести в возбуждении дел отказано, по одной ведется следствие, а еще по одному заявлению учредитель и генеральный директор осуждены и оштрафованы. Обращает на себя внимание тот факт, что в «черном списке» указаны не только названия компаний, но и фамилии их руководителей. РСА сделал это сознательно – кадры, как известно, «перетекают», а автомобилисты должны знать своих героев при заключении договоров и с другими компаниями.

Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин рассказал «НИ», что этот список далеко не полный. «Автовладельцы предъявляют массу претензий крупным страховым компаниям, которые не значатся в этом списке. Тенденция такова: чем крупнее компания, тем она наглее и по-хамски ведет дело со страхователем», – утверждает эксперт. По его словам, страховщики пытаются зацепиться за любые пробелы в законе, лишь бы не выплачивать страховые суммы. Ярким тому примером служит ситуация «платить или не платить 23%?».

Кратко поясним, в чем суть коллизии. Предположим, автовладелец решил продать свою машину спустя два месяца после ее покупки (напомним, что обычный договор ОСАГО заключается на год). Страховщики выплачивают ему не полную страховую сумму за 10 месяцев, а за вычетом 23%. Именно это, утверждает г-н Похмелкин, и незаконно, ведь эти многострадальные проценты, которые идут на погашения затрат компаний, пропорционально ложатся на всю страховую сумму, то есть на все 12 месяцев договора. Кроме того, по мнению Виктора Похмелкина, такие «мелочи» со стороны страховщиков, как сокращение убытков в счет снижения ущерба и итоговые выплаты в заниженных размерах, стали в нашей стране обычной практикой. Все это, убежден специалист, тоже можно отнести к «ненадлежащему», как сказано в документе РСА, исполнению договоров по автогражданке со стороны компаний. А грешат этим и «РОСНО», и «РЕСО», и Ингосстрах, и прочие «гиганты».

СТРАХОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ-ЧЛЕНЫ РСА НЕНАДЛЕЖАЩЕ ИСПОЛНИВШИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА НА РЫНКЕ ОСАГО

"