Posted 14 марта 2018,, 05:38

Published 14 марта 2018,, 05:38

Modified 7 марта, 16:46

Updated 7 марта, 16:46

Центр Кудрина предлагает до 2019 года отменить валютный контроль

Центр Кудрина предлагает до 2019 года отменить валютный контроль

14 марта 2018, 05:38
Центр стратегических разработок предлагает ликвидацию федерального закона о валютном контроле в России, а также отказ от принципа обязательной репатриации валютной выручки, объединение понятий валютного и налогового резидентства в Налоговом кодексе и усиление исполнения Росфинмониторингом норм FATF.

Как пишет «Коммерсант», идею выдвинули экономисты Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) и Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ) Александра Коваль, Антонина Левашенко, Сергей Синельников-Мурылев и Павел Трунин.

Авторы доклада отмечают, что либерализация валютного регулирования в России 1990–2000-х годов была «частичной», все еще сохраняются «существенные ограничения, связанные с требованиями законодательства к порядку совершения валютных операций».

При этом «запретительный характер» регулирования мешает трансграничной деятельности российского бизнеса, а сами механизмы контроля «не позволяют достигать макроэкономических целей по устойчивости» рубля.

Главной идеей доклада является отмена закона «О валютном регулировании» с переносом части его норм в Гражданский кодекс (ст. 140) и закон «О рынке ценных бумаг». Норму об обязательной репатриации капитала авторы предлагают просто ликвидировать по схеме, применяемой в Бразилии с 2010 года, а норму, по которой расчеты между резидентами должны осуществляться в национальной валюте, заменить на «территориальную» норму.

Как отмечает «Ъ», предложения экспертов по либерализации логичны и лишь выглядят радикально. Реформу авторы предлагают провести в два этапа: немедленными изменениями в 2018 году и среднесрочными — в 2018–2019 годах. По существу данная реформа должна привести Россию к ситуации с капитальным контролем, схожим с целевой моделью, которую реализует Аргентина - с сохранением в законодательстве норм, характерных для США, Германии и Швейцарии, допускающих введение эпизодического целевого валютного контроля в отдельных ситуациях.

Отмечается, что вероятность того, что Центробанк, Минфин и Минэкономики примут эту концепцию целиком, ограничена, поскольку такие серьёзные изменения, как отмена обязательной репатриации, осложняет их символическое значение для властного аппарата, и не соответствует духу традиционного требования «об усилении контроля».

В то же время развитие трансграничных систем обмена данными валютного и таможенного контроля делает текущее состояние дел бессмысленным самоограничением в экономике. Так, действующие нормы фактически не позволяют юрлицам совершать b2b-операции с использованием электронных средств платежа, на порядок сокращая гибкость экспортно-импортных контрактов.

"