Posted 13 марта 2016,, 21:00

Published 13 марта 2016,, 21:00

Modified 8 марта, 03:17

Updated 8 марта, 03:17

Женщины у руля

Женщины у руля

13 марта 2016, 21:00
Россия лидирует по числу женщин – руководителей компаний. Об этом свидетельствуют результаты аналитического отчета «Женщины в бизнесе 2016», подготовленного международной аудиторско- консалтинговой компанией Grant Thornton International. В отечественных компаниях представительницы прекрасного пола занимают 45% руководя

Согласно свежему исследованию Grant Thornton, в странах, приближающихся к России по этому показателю, – на Филиппинах, в Литве и Таиланде – женщины занимают немногим более трети высших должностей (37–39%). В Германии и Индии доля еще ниже – 15% и 16% соответственно, а в Японии только 7% топ-менеджеров – представительницы прекрасного пола. Это самый низкий показатель среди всех изученных стран.

По данным исследования, в среднем в мире 33% компаний не имеют в составе высшего руководства ни одной женщины. Даже в странах «большой семерки», где вопросам гендерного равенства придается большое значение, 39% компаний обходятся без женщин-руководителей. Что, кстати, на 6 процентных пунктов ниже, чем среднемировое значение. Еще хуже карьерные перспективы у жительниц Турции и ЮАР: там женщины отсутствуют в руководстве 43% и 39% компаний соответственно. В России же женщины – топ-менеджеры присутствуют во всех опрошенных компаниях.

Изучив, какими направлениями деятельности управляют женщины в компаниях, исследователи отметили, что в России более половины (53%) финансовых директоров – женщины, по 28% женщин-руководителей возглавляют службы персонала и подразделения внутреннего контроля и аудита. В то же время довольно трудно встретить женщин, возглавляющих информационные департаменты (таковых оказалось лишь 2%) и занимающих должности операционного директора (4%).

В среднем по миру структура занятости женщин в управлении иная: 23% женщин-руководителей возглавляют в своих компаниях службы персонала, 21% – занимают должность финансового директора, 11%?– руководят маркетинговыми департаментами, 10% – службами внутреннего аудита. А наиболее редко занимаемые женщинами руководящие позиции – исполнительный директор (СЕО) – 9%, операционный директор (СОО) – 8% и руководитель ИТ-службы – 4%.

Как считает ведущий научный сотрудник Института социологии РАН Леонтий Бызов, в последние годы в России сложилась традиция активного участия женщин в управлении финансовым сектором, что проявляется как в коммерческой сфере, так и в структурах государственной власти. Эксперт отчасти связывает эту тенденцию с приходом на должность министра экономического развития, а затем председателя Центрального банка РФ Эльвиры Набиуллиной. «Далеко не все экономисты способны быть финансистами. Однако Набиуллина, которую сейчас много критикуют, мужественно и стойко держится на посту главы ЦБ и, вероятно, полностью устраивает высшее руководство страны. Такой пример заразителен, отсюда – возрастающее влияние женщин в сфере финансов», – считает г-н Бызов.

К слову, в руководящем составе Центробанка, помимо председателя, еще три женщины. Это первый зампред правления Ксения Юдаева, заместитель председателя – директор сводного экономического департамента Надежда Иванова и начальник Северо-Западного главного управления Надежда Савинская. Аналогичное распределение должностей высшего руководства демонстрирует и главный орган финансового контроля страны – Счетная палата РФ: председателем организации является Татьяна Голикова, а ее первым заместителем – Вера Чистова (обе назначены в 2013 году). Должность первого заместителя министра финансов России – главы Федерального казначейства также занимает женщина – Татьяна Нестеренко. А одним из ее заместителей в Федеральном казначействе является Анна Катамадзе.

Как предположил в беседе с «НИ» Леонтий Бызов, на фоне вечной российской проблемы коррупции и финансового мошенничества, в которую порой вовлечены не только акулы большого бизнеса, но и чиновники высшего ранга, общественное доверие склонилось в сторону дам. «Считается, что женщины добросовестнее выполняют профессиональные обязанности, менее склонны к нарушению закона и реже думают о собственной выгоде», – объяснил эксперт.

"