Posted 13 марта 2006,, 21:00

Published 13 марта 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:11

Updated 8 марта, 09:11

Капитал зовут домой

13 марта 2006, 21:00
Министерство финансов внесло в правительство законопроект о налоговой амнистии для физических лиц. Об этом сообщил вчера замминистра Сергей Шаталов в ходе Российского экономического и финансового форума, проходящего в Швейцарии. Эксперты не особо верят в то, что готовящаяся второй год акция будет успешной.

Граждане могут задекларировать доходы, с которых ранее не были уплачены налоги, и заплатить 13% от декларируемой суммы. Под закон попадут доходы, полученные до 1 января 2005 года в любом виде, – будь то наличные деньги, счета в банках, ценные бумаги или имущество. Минимальных или максимальных ограничений по декларируемым суммам не устанавливается. Кроме того, те, кто предоставит декларацию, освобождаются от уголовной ответственности за сокрытие доходов. На легализацию тайным богачам будет отведен срок с 1 июля 2006 года по 1 мая 2007 года.

Налоговая амнистия в ее нынешнем виде – идея президента Владимира Путина. Впрочем, попытки предпринимались и до него. В 1993 году Борис Ельцин на легализацию теневых доходов дал гражданам лишь месяц, и неудивительно, что какой-либо отчетливый результат этой меры отсутствовал. Узаконить «серые» капиталы намеревался в 1998 году и тогдашний премьер-министр Сергей Кириенко, но тут грянул дефолт, и руководству страны стало не до этого.

По словам Сергея Шаталова, Минфин не оценивал возможные поступления от действия этого законопроекта, так как средства идут не в федеральный, а в региональные бюджеты. Хотя, если бы все укрытые от налогов доходы в отмеренный срок вдруг легализовались, то сумма вышла бы не рядовая – по разным оценкам, объем ранее вывезенных из страны денег колеблется от 200 до 600 млрд. долларов. Тем не менее, по мнению экспертов, от амнистии не стоит ждать чудес.

«Допустим, бизнесмен покажет, что вышел «из тени», заплатил 13-процентный налог, что произойдет дальше? – рассуждает, комментируя «НИ» ситуацию, руководитель экспертной группы при председателе правительства РФ Антон Данилов-Данильян. – Получится, что его просмотрят на предмет, какими предприятиями он владеет, в каких участвует. И начнут качать средства с этих предприятий. Ведь реально основной уход от налогообложения происходит вовсе не в сфере уплаты подоходного налога, а в сфере налога на прибыль, на добавленную стоимость, единого социального налога. В итоге к предприятиям начнут привязываться по самым разным поводам, понимая, что вы их не бросите, что вам придется идти на какие-то действия, чтобы они остались на плаву и выдержали налоговые претензии. Поэтому многие сто раз подумают, надо ли им легализовываться. Бизнесу это особо не нужно». Поэтому, считает эксперт, действие закона нацелено в большей степени на нечистоплотных чиновников, причем на бывших. Если ныне действующее должностное лицо будет участвовать в амнистии, это будет очень существенное пятно на него – значит, он нарушает закон, в том числе о госслужбе.

«Лично я бы больше рассчитывал на легализацию тех доходов, которые остались в стране, то есть особняков, акций, других объектов вложения. Что касается ввоза ранее вывезенных капиталов, то сейчас нет никаких проблем с этим. Существует огромное количество схем для ввоза капитала и без всякого закона об амнистии», – добавил г-н Данилов-Данильян.

По экспертным оценкам, в результате налоговой амнистии, по версии правительства, в Россию вернутся не более 300–500 млн. долларов, а бюджет получит, соответственно, 13% от этой суммы. Если сопоставить объем экономик, эффект может быть сравним с тем, что получила недавно Грузия: вместо ожидаемых от всех неплательщиков 4 млн. долларов бюджет страны получил всего 35 тыс. от восьми бизнесменов.



КАК МЕНЯЛСЯ ПОДХОД К АМНИСТИИ

О необходимости проведения в России налоговой амнистии нелегально вывезенных за границу капиталов заявил президент Владимир Путин в ежегодном послании Федеральному собранию в апреле 2005 года. В июне был подготовлен первый законопроект, который предполагал обязательный перевод амнистированных капиталов в российские банки, а также тотальную проверку Росфинмониторингом всех ввезенных по амнистии средств на предмет выявления причастности их владельцев к финансированию терроризма. В августе правительство, одобрив этот документ в целом, отправило его на доработку. В частности, министры потребовали внести в законопроект положение о том, что проверке будут подвергаться средства только тех лиц, в отношении которых есть обоснованные подозрения в их участии в противозаконной деятельности. Вице-премьер Александр Жуков считал нужным снизить сбор за легализацию «теневых» средств до 7% (законопроект предусматривает 13%). Потом решили отказаться от требования переводить амнистируемые капиталы в российские банки, поскольку сохранить в тайне имена владельцев амнистированных капиталов у нас невозможно. В последнем варианте решили не обязывать владельцев «теневых» средств указывать источники происхождения денег и сроки, в которые они ими получены.

"