Posted 13 марта 2006,, 21:00

Published 13 марта 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:11

Updated 8 марта, 09:11

Конец «операции ЮКОС»

13 марта 2006, 21:00
Юридическая компания Clifford Chance CIS, представляющая интересы международных банков –кредиторов ЮКОСа, во главе которых стоит Societe Generale, подала в арбитражный суд Москвы заявление о признании нефтяной компании банкротом. Вчера в информационном центре московского арбитражного суда «Новым Известиям» сообщили, чт

Напомним, что еще минувшим летом британский высокий суд правосудия вынес решение о взыскании с ЮКОСа 482 млн. долларов. Однако оно не могло быть признано законным в России – между нашими странами отсутствует соответствующий международный договор, поэтому подобное решение должен был принять суд российский. Как рассказала «НИ» пресс-секретарь ЮКОСа Клэр Девидсон, ей не понятна позиция Clifford Chance CIS, поскольку нефтяная компания «никогда не ставила под сомнение законность их требований». «Мы постоянно поддерживаем с кредиторами диалог и информируем обо всех наших действиях, направленных на погашение задолженности, – подчеркнула г-жа Девидсон. – Банки в курсе, что мы собирались удовлетворить их требования путем продажи ряда активов».

Многие опрошенные «НИ» эксперты подозревают, что кредиторы ЮКОСа могли пойти в данном случае на сговор с российскими заинтересованными компаниями. Ведь, по нашим законам, в случае банкротства в первую очередь будет покрыта задолженность перед бюджетом, во вторую – перед российскими кредиторами, в третью – перед западными. В то же время самыми лакомыми активами НК сейчас являются 20% акций «Сибнефти», а также 23% привилегированных акций «Юганскнефтегаза», в которых прежде всего заинтересованы «Газпром» и «Роснефть». По мнению специалистов, западные банкиры вполне могли получить предложение о том, что в случае победы эти активы останутся в России, а денежные средства уйдут на Запад.

«Мое мнение, что иск банков – это удар со стороны «Роснефти», – отметил в своем комментарии для прессы Тим Осборн, управляющий директор Group Menatep – основного акционера ЮКОСа. По его словам, эта компания выступала уже с предложением урегулировать «требования банков по кредиту ЮКОСа, и сейчас действия банков выглядят, как решение по урегулированию этих требований». «Пока мы не определились, как будем защищаться от иска банков», – сказал также г-н Осборн, отметив, что в компании сейчас происходит «серьезный конфликт между лондонскими управляющими и московским офисом». Действительно, назначенное на вчерашний день собрание акционеров, на котором, по информации «НИ», должно было смениться руководство российского отделения, перенесено на неопределенный срок.

Тем временем рынок уже отреагировал на ситуацию: акции компании стремительно падают (с пятницы более чем на 4%), и, по прогнозам экспертов, обесцениваться они будут в геометрической прогрессии.



Чему научило Россию «дело ЮКОСа»?

Анатолий АКСАКОВ, зампред комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам:
– Сейчас власть стала аккуратнее взаимодействовать с бизнесом. Даже если есть какие-то претензии к предпринимателям, они теперь предъявляются более взвешенно. Впрочем, они и тогда должны были быть более выверенными. Естественно, все это негативно сказалось на предпринимательском климате, заставило бизнес опасаться за собственность, за инвестиции. Надеюсь, что в будущем таких явлений у нас больше не будет.

Евгений ЯСИН, научный руководитель Высшей школы экономики:
– Пока только одному: бизнес знает, что доверять государству он не может. Бизнес считает, что он должен подчиняться, сгибаться, «строиться». Все меры, которые сейчас предпринимает правительство, нацелены на то, чтобы легализовать те операции, которые выполнялись против ЮКОСа, и чтобы показать: больше оно этого делать не будет.

Сергей ГЛАЗЬЕВ, депутат Госдумы:
– Это дело научило Россию лишь тому, что с годами у нас ничего не меняется. Глядя на то, как власть по своему усмотрению распоряжается активами как частных компаний, так и государства, отнимая у одних, передавая другим и разделяя между третьими, становится ясно, что доктрина правового государства в России терпит крах.

Опрос провели Андрей ГУЛЮТИН, Анастасия МАЛАХОВА

"