Posted 13 февраля 2013,, 20:00

Published 13 февраля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:17

Updated 8 марта, 05:17

Засели в тени

13 февраля 2013, 20:00
С 1994 по 2011 год российская экономика недосчиталась, по меньшей мере, 211,5 млрд. долларов. Об этом говорится в опубликованном вчера докладе международной исследовательской организации Global Financial Integrity (GFI). Причинами столь масштабных потерь называются финансовые преступления, коррупция и массовое уклонени
Сюжет
Деньги

Согласно данным исследователей, 63,8% потерянных российской экономикой денег, то есть примерно 135 млрд. долларов, утекли из страны благодаря неучтенным переводам. В то же время незаконный приток за этот период составил 552,9 млрд. долларов. По оценкам GFI, объем теневой экономики в России, которая включает в себя, среди прочего, контрабанду наркотиков, торговлю оружием и торговлю людьми, составил 46% от ВВП за период исследования. Незаконные приток и отток денег стимулируют теневую экономику, которая в итоге приводит к новым оттокам и притокам, говорится в докладе. Этот замкнутый круг описывается в докладе экономиста Международного валютного фонда Дэва Кара как лавинообразный эффект, при котором теневая экономика и незаконные потоки капитала продолжают расти более быстрыми темпами.

В GFI отмечают: если учитывать и декларируемый, и недекларируемый отток, то Россия за последние 17 лет потеряла 782,5 млрд. долларов. В то же время в исследовании отмечается, что при таком расчете могут учитываться и легальные, но сомнительные операции. Основным фактором оттока капитала GFI называет цену на нефть. Помимо прочего, в докладе ссылаются на слова бывшего министра финансов Алексея Кудрина, сказанные им в 2011 году, о том, что первая причина оттока капитала из России – это высокие цены на нефть и неспособность разместить доходы на внутреннем рынке. Замдиректора Transparency International Russia Иван Ниненко согласен с этой оценкой. «Высокая цена на нефть позволяет государству поддерживать высокие расходы, которые остаются крайне неэффективными, – сказал «НИ» г-н Ниненко. – И это позволяет сохранять текущий уровень коррупции. По сути, можно сохранять текущие темпы роста экономики и ничего не менять».

Эксперт считает, что цифры, озвученные в докладе, вполне реалистичны, они совпадают с другими экспертными оценками. «Причин оттока капитала несколько, и ключевая – это отсутствие гарантий для предпринимателей, – считает собеседник «НИ». – «Дело ЮКОСа» стало в свое время своеобразным сигналом для бизнеса о том, что политическая конъюнктура изменилась и отныне все может быть изъято. Предпринимателям стало очевидно, что никакой гарантии сохранения собственности нет. Также свою роль играет неэффективная судебная система».

Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин также считает цифры, озвученные в докладе, вполне правдоподобными. «Я с большой осторожностью отношусь к иностранному анализу о России, особенно когда это политически чувствительные показатели, но в данном случае 46% мне кажутся даже несколько оптимистичными для сегодняшней России, – сказал «НИ» экономист. – Во-первых, потому, что мы имеем огромный масштаб коррупции, который захлестывает все. Во-вторых, мы имеем репрессивную систему налогообложения, когда налогообложение основной массы населения страны запредельно высоко. В этой ситуации значительную часть граждан искусственно превращают в преступников. В то время как для богатых людей, которые при своих доходах могли бы платить, созданы всякого рода лазейки. В частности, обязательные социальные взносы они платят по пониженной ставке».

Между тем замдиректора Transparency International Russia Иван Ниненко обращает внимание на то, что часть якобы утерянных капиталов утекает не навсегда, а реинвестируется в Россию. «Если мы посмотрим на прямые инвестиции в Россию, серьезные позиции там занимает Кипр, – поясняет аналитик. – В итоге собственниками наших предприятий становятся кипрские организации, потому что в этой стране щадящее налогообложение и там можно прятать свои доходы от российских налоговых органов». Кстати, Кипру в докладе отводится особая роль. В частности, эксперты отмечают, что островное государство с ВВП всего в 23 млрд. долларов являлось одновременно крупнейшим источником и «направлением» российских прямых иностранных инвестиций в 2009–2011 годах. Только за 2011 год Кипр направил в Россию 128,8 млрд. долларов, что более чем в пять раз превышает ВВП Кипра. Дэв Кар из МВФ обратил внимание, что приведенные данные по иностранным инвестициям «просто отражают оборот предварительно незаконных депозитов из России на Кипр», что делает Кипр основной машиной по отмыванию денег для России.

По мнению г-на Ниненко, незаконный отток капитала в дальнейшем будет только нарастать. «Дело в том, что объемы коррупции не уменьшаются, а, наоборот, увеличиваются, – говорит специалист. – За последние 10 лет возросло количество крупных коррупционных преступлений. Речь, в частности, идет об откатах на крупных государственных тендерах и проектах. Эти деньги преступникам тоже надо как-то уводить из России, что мы сейчас и наблюдаем».

"