Posted 13 февраля 2012,, 20:00

Published 13 февраля 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:56

Updated 8 марта, 05:56

Кризис доверия

13 февраля 2012, 20:00
Ежегодное международное социологическое исследование Edelman Trust Barometer – 2012 показало: во всем мире заметно снижается доверие к власти, СМИ, а также неправительственным организациям. Россия по уровню доверия к этим институтам находится на последнем месте среди развитых стран. Вместе с тем повсюду, в том числе и

Недоверие проявляется в мире ко всем ключевым общественным институтам – власти, СМИ, неправительственным организациям, бизнесу. Хотя проявления в разных странах неодинаковы. Если верить исследованию, наиболее скептично по отношению к государству настроено население Бразилии, Японии, Испании, Франции, Германии. 6 из 10 европейцев не доверяют своим правительствам, а две трети уверены, что их страна движется «в неправильном направлении». Доверию к бизнесу тоже падает (за год на 3%), но он все же опережает другие институты в 53% набранных «голосов».

Россия из 25 стран, где проводился опрос, по уровню общего доверия заняла самую последнюю строчку рейтинга. Средний показатель снизился у нас за год на 8 пунктов и составил 32. При этом лишь 26% наших граждан в возрасте от 25 до 64 лет признались в доверии власти. Это на 17% ниже среднемирового уровня и очень близко к показателям Испании, Италии, Польши и Франции. В то же время бизнесу в РФ склонны доверять 41% опрошенных, это больше, чем, например, во Франции и Испании. Вместе с тем от компаний повсюду не перестают ждать понимания и соответствия интересам потребителей, прозрачности, справедливого отношения к сотрудникам, а также соблюдения норм по охране окружающей среды. В России национальная особенность – недовольство качеством предоставляемых товаров и услуг.

Интересно, что доверие к главам компаний как к источнику информации в нашей стране снизилось, в то время как авторитетность рядовых сотрудников и «людей, равных себе», напротив, растет. Однако, несмотря на недоверие к власти, респонденты и в мире, и в России считают нынешние объемы госрегулирования бизнеса недостаточными и выступают за дальнейшее вмешательство государства в экономику (54% опрошенных), особенно в вопросах защиты прав потребителей, обеспечения необходимой инфраструктуры и стимулирования корпоративной социальной ответственности.

Роберт Филлипс, исполнительный директор Edelman по Европе, Ближнему Востоку и Африке, считает, что на фоне растущего недоверия к власти у бизнеса открываются хорошие общественные перспективы: «В 2012 году бизнес может реально повысить уровень доверия к себе за счет предоставления товаров и услуг высокого качества, создания новых рабочих мест и учета интересов потребителей. Но в более широком плане компаниям предстоит взять на себя больше ответственности по решению задач социальной сферы. В этом – ключевой вызов бизнесу в регионе».

Руководитель компании экспертного консультирования «НЕОКОН» Михаил Хазин готов поспорить с такими выводами, по его словам, рядовой человек не должен верить бизнесу. «Задача бизнеса меркантильна – получать прибыль, а не быть социально-ориентированным и отвечать каким-то ожиданиям», – заявил «НИ» экономист. С ним соглашается председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. «Под прикрытием социальной ответственности часто работают компании, далекие от прозрачных отношений с потребителем. Например, табачные фирмы. Под этим флагом часто и гранты получают компании, аффилированные с чиновниками», – напомнил он «НИ».

Вместе с тем г-н Хазин признает, что необходимы общественные институты, которые бы следили за исполнением антимонопольного законодательства, за экологической ситуацией и за всем тем, что обеспечивало бы российскому потребителю качество приобретаемых продуктов и услуг. «Но государство этим не занимается. И беда именно в этом», – сетует эксперт. Дмитрий Янин разделяет такую оценку: он полагает, что результаты исследования лишь индикатор банкротства государственных институтов.

Что же касается ориентированности на «равного себе» и одновременно большего доверие к бизнесу, чем к структурам власти, могло бы быть тем самым зародышевым признаком российского среднего класса. Могло бы, но, по мнению экспертов, не станет. «Даже если этот класс и возник, при стремительно падающем уровне жизни он вынужден исчезнуть. Для Запада исчезновение среднего класса – катастрофа. Для России не страшно потерять то, что еще не успело появиться», отметил Михаил Хазин.

"