Posted 13 февраля 2008,, 21:00

Published 13 февраля 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:04

Updated 8 марта, 08:04

Черная чертова дюжина

Черная чертова дюжина

13 февраля 2008, 21:00
18 февраля в Женеве пройдет очередной раунд переговоров по вступлению России в ВТО. В департаменте торговых переговоров Минэкономразвития уверены, что удастся преодолеть последние препятствия, касающиеся защиты российского агропромышленного комплекса, соблюдения санитарных норм импортируемого в РФ продовольствия и даж

Международный союз интеллектуальной собственности (IIPA), базирующийся в Америке, представил в Министерство торговли США доклад, в котором перечислены наиболее злостные нарушители авторских прав. Вместе с Россией в него вошли еще 12 стран: Канада, Чили, Коста-Рика, Египет, Индия, Мексика, КНР, Саудовская Аравия, Таиланд, Украина и Перу. IIPA объединяет около 40 крупнейших западных компаний, специализирующихся в сфере музыки, киноиндустрии, программного обеспечения, ТВ, в том числе таких гигантов, как Microsoft и Apple. Когда речь идет, например, о пиратском программном обеспечении, методика расчетов у этой организации проста. Сравниваются два параметра: число ввезенных в страну компьютеров и число проданных легальных версий ПО. Результат говорит сам за себя.

Эксперты оценили ущерб, который российские пираты нанесли западным компаниям в прошлом году, в 1,43 млрд. долларов. Годом ранее он равнялся 2,2 млрд., но это, считают в IIPA, дела не меняет. Организация отмечает, что в ноябре 2006 года Москва и Вашингтон в рамках консультаций по вступлению России в ВТО подписали соглашение, по которому РФ обязалась ужесточить защиту прав на интеллектуальную собственность, однако реальных подвижек в этом деле не находит. Ведущей пиратской державой по-прежнему остается Китай – член ВТО, который в прошлом году «украл» у «интеллектуальных собственников» 2,98 млрд. долларов. Однако то, что мы в этом деле не первые – слабое утешение.

Россия, кстати, и сама несет прямой убыток от нарушения прав зарубежных производителей. Ежегодные прямые бюджетные потери, по некоторым оценкам, составляют около 550 млн. долларов. Косвенные же, связанные с запретами и ограничениями на некоторые виды товаров российского экспорта, оцениваются в несколько раз больше. Формально решение проблемы не стоит на месте: с 1 января 2008 года в Гражданский кодекс внесены изменения, касающиеся защиты авторских прав и интеллектуальной собственности. Теперь пойманный с поличным пират должен компенсировать принесенный законному правообладателю ущерб, плюс заплатить штраф от 10 тыс. до 5 млн. руб. Однако все это, как отмечают специалисты, только на бумаге. Реально же «непримиримая борьба» ограничивается образцово-показательными судами над сельскими школами и мелким бизнесом в глубинке да публичными акциями по уничтожению контрафакта.

Как рассказал «НИ» директор по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой техники (РАТЭК) Антон Гуськов, борьба с пиратством практически по-прежнему не ведется. «Государство в состоянии взять под контроль производство носителей контрафакта. Диски производят из поликарбоната, а большая его часть Россией импортируется. Выявить подпольные заводы, куда он поступает по цепочке дилеров, – дело техники, однако никто этим не занимается»,– констатирует он.

Специалист убежден: помимо административной, пираты должны нести также и уголовную ответственность. Однако, добавляет он, победить их можно и с помощью законов рынка. Так, рассказал он, компания-разработчик программы «1С» за 2007 год добилась рывка в росте продаж в несколько раз по сравнению с прошлым годом за счет активного продвижения своего продукта напрямую к потребителям, минуя розничных распространителей. Нестандартный ход придумали в Екатеринбурге: производители легальных дисков демпингуют, снижая цену легального диска до уровня пиратов. В январе в этом городе появился первый Центр по борьбе с пиратством – ведь если государство бессильно, спасение утопающих становится делом их собственных рук.

"