Posted 13 января 2015,, 21:00

Published 13 января 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:56

Updated 8 марта, 03:56

Минус триллион

13 января 2015, 21:00
Экономические санкции, введенные против России в 2014 году, все более негативно отражаются на состоянии отечественной экономики. По оценке Института стратегического анализа ФБК Grant Thornton, уже в 2014 году ВВП России потерял из-за введенных санкций 0,2% – свыше 120 млрд. рублей. В период же до середины 2015 года – т

В денежном выражении 1,2% ВВП – это без малого триллион, а точнее, 950 млрд. рублей. Именно такой суммы, по оценке аналитиков, недосчитается отечественная экономика за год действия санкций.

Оценка экономического ущерба от них, по словам директора Института стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, была непростой задачей. Во-первых, потому что еще до введения санкций в России сформировалась устойчивая понижательная динамика валового внутреннего продукта: при официальном прогнозе роста ВВП в 2014 году на 3% по итогам первого полугодия был зафиксирован прирост ВВП всего лишь на 0,8% в годовом выражении. Во-вторых, динамика ВВП зависит от множества факторов, что затрудняет оценку влияния одного из них – а именно, введенных санкций.

Ключевым показателем оценки была выбрана динамика внешнего долга корпоративного сектора. Наличие значимой статистической зависимости между данным показателем и динамикой ВВП позволило провести на основе построенной регрессионной модели необходимую оценку.

В разговоре с «НИ» Игорь Николаев сравнил цену санкций для российской экономики в 2014 году и в течение года после их введения (0,2% ВВП и 1,2% ВВП соответственно). Наш собеседник обратил внимание на то, что цена санкций возрастает по мере ухудшения состояния экономики страны. Нарастающее действие ограничений эксперт объясняет тем, что чем больше проходит времени от введения санкций, тем большая доля внешнего корпоративного долга должна быть погашена, соответственно, тем большее влияние оказывает недостаток заемных средств. Кроме того, значительное влияние на результат здесь оказывает курс доллара. Его рост во многом также обусловлен санкциями, поскольку утрата доступа к западным рынкам капитала существенно ускорила девальвацию рубля.

«Падение рубля – это инфляция, это растущая неопределенность экономической ситуации и еще большее снижение ВВП. Для ослабленной экономики даже небольшой негатив превращается в серьезную проблему», – пояснил г-н Николаев.

Напомним, что исследование ФБК Grant Thornton – не первая попытка оценить размер ущерба от санкций. В конце ноября 2014 года министр финансов России Антон Силуанов заявил, что западные санкции обходятся российской экономике в 40 миллиардов долларов ежегодно. Кстати, по нынешнему курсу – это почти в 2,5 раза больше, чем насчитал Игорь Николаев и его коллеги. Правда, в Еврокомиссии оперировали еще более суровыми оценками ущерба – 85 млрд. долларов, или 4% ВВП.

Заместитель директора Центра развития ВШЭ Валерий Миронов в разговоре с «НИ» не стал анализировать конкретные цифры ущерба, но согласился с тем, что негативное влияние санкций связано прежде всего с запретом на западные займы для государственных компаний и банков. «Если посмотреть, как шел процесс сокращения внешней задолженности банков и госкомпаний в третьем квартале 2014 года, то мы увидим, что для покрытия старых долгов удалось занять лишь 30% того, что нужно было выплатить, а 70% пришлось вынимать из собственных резервных фондов и ограничивать траты на развитие производства и на модернизацию», – сказал г-н Миронов.

По словам собеседника «НИ», из этого складываются краткосрочные потери от санкций – невозможность рефинансировать старые долги новыми. Более долгосрочные потери связаны с невозможностью для компаний ввозить новые технологии и покупать передовое оборудование. Этот ущерб еще только предстоит оценить.

"