Posted 13 января 2008,, 21:00

Published 13 января 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:22

Updated 8 марта, 08:22

Водка в опасности

13 января 2008, 21:00
В 2007 году объем российского рынка алкоголя вырос на 11,7% по сравнению с предыдущим годом, сообщает Центр исследования федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА). При этом импорт водки снизился на 2,6% (своей хватает), а импорт экзотических крепких напитков резко возрос: виски – на 160%, джина – на 132%, а

В докладе ЦИФРРА оценивает этот процесс так: «Тенденция – обратная мировой. В мире начинает набирать популярность водка (по крайней мере мировой маркетинг готовит постепенную замену лидера на мировом рынке крепкого алкоголя)». В нашей же водочной стране, наоборот, традиционный напиток вытесняется импортным виски. И, как отмечают специалисты, это происходило бы еще быстрее, если бы импортеры начали завозить дешевый виски, который продается на западных рынках по 1–2 доллара за литр.

Ранее крупные продавцы алкоголя пытались сделать лидером текилу, но потерпели фиаско. Ее продажи в мире в 4–5 раз ниже, чем у виски или водки. Да и в нашей стране виски продается 1,17 млн. дал против 0,13 млн. дал текилы. В России кактусовый напиток занял серьезные позиции среди состоятельной публики и «продвинутой» городской молодежи.

Между тем, несмотря на громкие заявления Роспотребнадзора, в России по-прежнему хватает и фальсифицированного алкоголя. «В 2007 году в стране было произведено около 450 млн. литров нелегальной водки. Причем наряду с откровенным фальсификатом в эту цифру входит и качественная заводская продукция, продаваемая без акцизных марок. Производители таким способом экономят 30–40 руб. с каждой бутылки», – пояснил «НИ» директор ЦИФРРА Вадим Дробиз. Около 30% составляет «темная» доля на коньячном рынке. Сюда включается как нелегальный коньяк без акциза, так и фальсифицированный продукт, произведенный не из стандартных материалов. А вот насчет дорогих экзотических напитков г-н Дробиз спокоен – по его словам, таможенный контроль элитного алкоголя достаточно эффективен, чтобы не допускать в Россию фальсификат.

Что касается вина, то здесь «воровать акциз» смысла нет, поскольку выгода составляет лишь около 2 руб. с бутылки. Фальсификация идет за счет использования в производстве не существующих в природе виноматериалов – химических добавок, порошков и т.п. Сейчас доля фальсифицированного вина в стране около 30%.

Заметим, что объем поставок виноградного вина в Россию в 2007 году оказался ниже, чем в 2005-м, на 30–35% (хотя выше, чем в 2006 году на 6,5%). Это по-прежнему связано с тем, что в марте 2006 года Роспотребнадзор полностью запретил ввоз грузинских и молдавских вин, заявив, что они не соответствуют санитарным нормам. Осенью прошлого года Кишинев получил разрешение на экспорт, но эффекта пока не чувствуется. Что касается Тбилиси, то Союз производителей грузинских вин направил на прошлой неделе главе Роспотребнадзора Геннадию Онищенко предложения по урегулированию проблемы поставок на наш рынок. В частности, грузины хотят пригласить российских чиновников на сбор урожая, ознакомить их с системой регистрации ввоза, оборота и хранения пестицидов, используемых в отрасли. Однако в вопросе «пустить – не пустить» главное для нас чаще всего не технология, а политика, так что ждать возврата киндзмараули и хванчкары пока явно преждевременно.

ВИСКИ ТОЖЕ БЫВАЮТ «ЛЕВЫМИ»

Фактов выявления российскими правоохранительными органами поддельных виски не много, но все-таки они есть. Так, в феврале 2006 года во Владимире сотрудники местной таможни обнаружили, что один из крупных сетевых супермаркетов города под маркой знаменитого шотландского виски Сhivas Regal торговал фальсификатом сомнительного качества. В мире же знаменитый британский алкоголь подделывают не реже других напитков. Например, в 2004 году разразился скандал вокруг одного из самых престижных производителей коллекционного виски Macallan. Эксперты обнаружили подделки среди содержимого самых старых и дорогих бутылок, цена которых на аукционе может доходить до 30 тыс. долларов за штуку. Интересно, что бутылки и этикетки были подлинными. Следствие установило, что фальшивки были изготовлены в Италии. Популярность этого напитка в развивающихся странах ведет к появлению там марок, имитирующих шотландский виски. Так, в Китае разливают напиток Red Scot, а в Индии – Glen Highland Green.

"