Posted 12 декабря 2006,, 21:00

Published 12 декабря 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 08:51

Updated 8 марта, 08:51

В поисках гранта

В поисках гранта

12 декабря 2006, 21:00
Вчера на заседании столичного правительства мэр предложил отказаться от федеральных средств, выделенных на гранты российским школам. По словам Юрия Лужкова, реальные деньги дошли до Москвы только в конце ноября. К тому же вести 90 видов отчетности ради сумм, которых школе «не хватит и на неделю», просто бессмысленно. В

По национальному проекту «Образование» должно выделяться сразу несколько грантов. Самый крупный из них – 3 млрд. руб. – на инновационные программы, которые должны распределяться среди 3 тыс. российских школ, победивших в конкурсе. Получается по 1 млн. на каждую. Эмоциональная реакция Юрия Лужкова была вызвана докладом председателя комиссии по образованию Мосгордумы Евгения Бунимовича о том, как эти деньги поступают в столицу.

Депутат рассказал «НИ» подробности. По его словам, школа только получает средства в сентябре – октябре. Чтобы купить нужные ей вещи, нужно организовать тендер. По правилам необходимо дать его участникам 45 дней, а ведь надо еще и найти несколько поставщиков, согласных участвовать в конкурсе. «Даже в Москве с ее опытом проведения всевозможных тендеров из 118 школ 90 не успели потратить выделенные средства», – сообщил г-н Бунимович. К тому же, чтобы получить миллион, директорам приходится заполнять по девять отчетностей в неделю. Частные компании также не горят желанием участвовать в государственных конкурсах, для них это не такие большие деньги, чтобы корпеть над кипой бумаг.

Еще сильнее мешают школам разного рода проверки контролирующих органов. «Представьте себе, что вас постоянно проверяют разные правоохранительные органы, а в январе обещают наведаться сотрудники прокуратуры. А ведь им будет что найти: те, кто не смог за три недели организовать тендер по электронным микроскопам, потратил средства на какие-нибудь школьные парты, а это запрещено. Если лучшие школы отбирали общественные организации, почему им нельзя было доверить и контроль?» – удивляется Евгений Бунимович. По его словам, Москва может решить проблемы школ без всяких нацпроектов:.«Мэр ведь не говорит о полном отказе от участия в этой программе, речь идет лишь о том, чтобы тратить деньги из московского бюджета эффективно и без всяких проволочек. Ведь и сейчас грантовая программа столицы на порядок мощнее федеральной, только она тихо идет уже несколько лет, а о нацпроекте все кричат на каждом углу».

В Рособразовании имеется свой взгляд на проблему. «Москва виновата сама, – сообщил «НИ» Эдуард Никитин, ректор Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, ставший федеральным оператором нацпроекта. – Столичные чиновники, как и власти многих других городов, решили консолидировать средства, которые мы направляли конкретным школам. Может быть, это было вызвано и благими намерениями (так легче организовывать аукционы), но такая схема позволяет гораздо легче «отпилить» часть средств, да и каждая отдельная школа лучше понимает, что ей надо. Рособразование консолидацию, конечно, запретило, но все эти процедуры в итоге создали огромную затяжку во времени».

По мнению Эдуарда Никитина, программа идет весьма успешно: «По информации на 16.00 12 декабря, из 3 млрд. уже выдано 1 834 942 тыс. руб. Причем как руководитель оперативного штаба я ответственно заявляю, что до 25 декабря (когда закрываются банки) все средства будут перечислены. Сами понимаете, Россия – большая страна, не всегда можно доставить нужное оборудование в нужный регион в срок, но все необходимые договоры уже заключены». Заметим: если деньги реально придут только в конце декабря, как же до Нового года успеть с поставками оборудования?

Впрочем, даже г-н Никитин вынужден признать: с контролем и бюрократией переборщили. «Существует 94-й федеральный закон, который обязывает по суммам свыше определенного размера проводить конкурсы. И мы ничего не можем с этим поделать, хотя и понимаем, что в каком-нибудь Урюпинске нет ни опыта проведения конкурсов, ни сертифицированных специалистов. Не спорим мы и с тем, что контроль со стороны государства слишком жесткий: когда к директору по очереди наведываются ФСБ, представители местных властей и прочие органы контроля, это вызывает у него психологическую заторможенность».

"