Posted 13 ноября 2017,, 13:16

Published 13 ноября 2017,, 13:16

Modified 7 марта, 17:13

Updated 7 марта, 17:13

У новосибирских фермеров гниёт непроданное зерно

У новосибирских фермеров гниёт непроданное зерно

13 ноября 2017, 13:16
По требованию властей весной хозяйства увеличили посевы пшеницы, а теперь урожай буквально некуда девать.

В сталинские времена за несколько зёрнышек пшеницы, найденных в кармане крестьянина ссылали в лагеря, а то и расстреливали. Теперь же все не так: урожай, выращенный в Новосибирской области буквально некуда девать, - сообщает «Настоящее время».

По требованию властей весной хозяйства увеличили посевы пшеницы, а теперь его буквально некуда девать

В сталинские времена за несколько зернышек пшеницы, найденных в кармане крестьянина ссылали в лагеря, а то и расстреливали. Теперь же все не так: урожай, выращенный в Новосибирской области буквально некуда девать, - сообщает «Настоящее время».

Местные хозяйства по просьбе властей увеличили посевы пшеницы, но когда урожай был собран, оказалось, что продать его невозможно, а хранить негде, и власти с этим помочь якобы не в состоянии. Многие фермеры Новосибирской области оказались на грани банкротства из-за... высокого урожая пшеницы.

Как сообщает газета «Комсомольская правда», «По данным Росстата на 1 августа 2017 г. совокупные запасы зерна в Сибирском федеральном округе составляли 2,97 млн. т, а на 1 августа 2016 г. – 1,99 млн. т зерна. Таким образом, с началом новой уборочной кампании инфраструктура хранения зерна в Сибири изначально была готова принять на 1 млн. т меньше, чем год назад. Огромная цифра для региона. Важно понимать, что это за запасы.

Более половины переходящих запасов – 1,7 млн. т пришлось на интервенционное зерно, мертвым грузом хранящееся в Сибири уже не первый год. Если все текущие запасы интервенционного фонда (всего около 3,9 млн. т) относительно равномерно распределены по регионам страны, то в сибирских регионах, хранящих 43-44% всего интервенционного фонда, искусственно создана неподъемная нагрузка на инфраструктуру хранения.»

Весной областные власти попросили увеличить в регионе посевные площади и пообещали выделить фермерским хозяйствам из бюджета финансовую помощь на технику и запчасти. Фермеры пошли навстречу властям, и засеяли большие площади, чем обычно. Урожай из-за хорошей погоды также оказался выше ожидаемого: 19 центнеров с гектара, на 2,3 центнера больше уровня 2016 года. В итоге хозяйства Новосибирской области собрали более 3 млн тонн пшеницы, в полтора раза больше, чем планировали.

Однако как признал временно исполняющий обязанности губернатора Андрей Травников, рекордный урожай был собран не только в Новосибирской области, но и во многих других регионах России. Цены на зерно немедленно упали.

Также оказалось, что емкость элеваторов и зернохранилищ в регионе составляет всего 1,5 млн тонн, и во многих из них до сих пор хранится пшеница прошлого урожая.

Проблема забитых элеваторов интервенционным зерном, возникала не сегодня. Но были усугублены действиями Департамента регулирования рынков АПК Минсельхоза России, координирующего интервенционную кампанию. Регулятор не сделал никаких выводов и провел закупочные интервенции, которые продолжались с 19 сентября 2016 г. по 14 декабря 2016 года. Только в Сибири тогда было закуплено 237 тыс. т зерна. Если бы зерно закупалось сегодня, то цены были бы в два раза ниже. Но из за непродуманных действий крестьяне остались без складов и элеваторов, позволяющих додержать зерно до нормальной цены.

Многие фермеры не смогли продать зерно и сейчас вынуждены хранить пшеницу в неподходящих условиях. В некоторых хозяйствах зерно лежит просто под пленкой или соломой на голой земле.

На претензии аграриев власти ответили, что они помогли посеять и собрать урожай, но не обещали его продать. ​И.о. губернатора области честно заявил: «Такой потребности в зерне на территории страны нет, необходимо его реализовывать за пределы нашего государства». Также, по его словам, такой объём продукции российские транспортники переработать не могут: порты, железнодорожные магистрали и другая инфраструктура в России на большой урожай просто не рассчитаны. Вместе с тем у государства есть 1500 вагонов, принадлежащие «инфраструктурному оператору рынка», компании ОЗК. Но государственная компания видимо не хочет нести убытки и продавать интервенционное зерно по цене ниже покупки. А следовательно места для зерна нового урожая в Сибири будет не хватать.

Единственное, чем местные власти пока обрадовали фермеров - это тем, что готовы продавать их зерно в соседний Китай. Но в каком объеме и на каких условиях это будет сделано - пока неясно. Крупнейшая продовольственная корпорация Китая Cofco якобы готова закупать в России 1-2 млн тонн пшеницы и со временем довести объемы до 4-5 млн тонн. Но пока небольшие поставки идут лишь в тестовом режиме.

Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств (АККОР) собирается подавать в суд на Минсельхоз, так как считает ведомство виновным в сложившейся ситуации. Глава Ассоциации руководителей сельскохозяйственных предприятий (АРСП) Новосибирской области Александр Степанов напоминает, что чиновники в начале года объявили государственные закупочные цены, по которым должны были закупать зерно, и заключили соглашения с аграриями. «Соглашения обязывали аграриев не уменьшать посевных площадей. Если фермер его подписывать отказывался – его лишали субсидий. Нас фактически загнали в угол, а затем говорят: зачем вы столько добра натворили?», – говорит Степанов.

По его словам, субсидии, которые получили фермеры в Новосибирской области, составили чуть более 4 млрд. рублей, а потери от падения цен - десятки миллиардов рублей.

Если государство в ближайшее время не примет решение по продаже интервенционного фонда и освобождению элеваторов, крестьяне Сибири, возможно будут радикально сокращать посевы в следующем году, а кто то будет вынужден оставить свой бизнес.

"