Posted 12 ноября 2014,, 21:00

Published 12 ноября 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 04:10

Updated 8 марта, 04:10

Молочные реки поменяли берега

Молочные реки поменяли берега

12 ноября 2014, 21:00
По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), импорт молочной продукции, свинины, овощей, орехов и фруктов в Россию из стран дальнего зарубежья в октябре текущего года заметно сократился по сравнению с прошлым годом. И это несмотря на то, что страны Юго-Восточной Азии и Латинской Америки увеличили поставки своей проду
Сюжет
Импорт

Как сообщает ФТС, сильнее всего сократились поставки в Россию продукции молочного сегмента. Объем импорта этой группы товаров из дальнего зарубежья в октябре текущего снизился к уровню прошлого года на 69%, до 48,9 млн. долларов. Как рассказала «НИ» директор Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Наталья Шагайда, заместить выбывший европейский импорт сейчас удается, в частности, по молочным продуктам. «Я анализировала обещания министра сельского хозяйства Республики Беларусь об увеличении экспорта в Россию сельхозпродукции на 40% по сравнению с прошлым годом. Уже можно констатировать резкий рост поставок продуктов из Белоруссии. Так, в первом полугодии объем импорта молочных продуктов оттуда превысил весь объем поставок за прошедший год», – сообщила она «НИ».

В овощном сегменте импорт из стран дальнего зарубежья в октябре снизился на 51%, до 33,8 млн. долларов. При этом страны Латинской Америки увеличили поставки овощей (бобов, капусты, редиса, свеклы, моркови) в Россию в августе–октябре 2014 года в шесть раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 913 тыс. долларов.

Ввоз фруктов и орехов из стран дальнего зарубежья в октябре упал на 21%, до 293,5 млн. долларов, что незамедлительно отразилось на ценах. Миндаль и фундук подорожали почти на 100% – с 400 до 780 рублей за килограмм. Сдержать цены не помогли даже поставки из стран Юго-Восточной Азии, которые в августе-сентябре выросли на 25%, до 21,7 млн. долларов.

Импорт свинины из стран дальнего зарубежья в октябре упал на 37,5%, до 85,8 млн. долларов. Причем единственным крупным альтернативным поставщиком этого мяса в августе–октябре была Бразилия. Других стран, которые могут поставлять свинину вместо Канады, США и ЕС, практически нет. В целом поставки свинины из Латинской Америки в Россию в августе–октябре 2014 года возросли на 76%, до 243 млн. долларов.

Что касается импортозамещения отечественной продукцией, то, по мнению экспертов, в России так и не появились льготные условия для аграриев, способствующие наращиванию их продукции на полках магазинов. Об этом же говорят и сами крестьяне. По словам заместителя исполнительного директора Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов России (АККОР) Ольги Башмачниковой, в России сейчас порядка 54% всего продовольствия в стране выпускают личные подсобные хозяйства. «Проблема в том, что им очень трудно выйти на рынок. Представляете, два миллиона мелких фермерских хозяйств выращивают свою продукцию, но не могут ее продать в магазинах. Для «входа» в торговые сети необходимо выполнить определенные условия, а именно поставлять нужный объем продукции на регулярной основе, оплатить первоначальный взнос, затем делать регулярные взносы за размещение своей продукции на полках... У малого бизнеса такой возможности нет», – пояснила она «НИ».

Вместе с тем, по словам эксперта, ситуация уже не такая удручающая как раньше. «Когда в августе объявили эмбарго, многие региональные торговые сети развернулись к местным поставщикам и начали закупать у них продукцию, пусть и не такую «красивую», как поставляют импортеры – в частности, стали закупать фермерские сыры. Но, к сожалению, массового характера этот процесс не носит», – рассказала Башмачникова. В то же время сыры Valio, полюбившиеся россиянам, выпускают финские фермеры в маленьких хозяйствах. Но для продажи своей продукции они объединились в кооператив, который и выходит на мировой рынок под брендом Valio. Именно по такой схеме работают большинство фермеров мира, уточнила эксперт. В России же малые подсобные хозяйства конкурируют не только с импортными поставщиками, но и с крупными агрохолдингами, которые зачастую принадлежат иностранцам, но получают при этом господдержку из российского бюджета.

В результате ренессанс российского агропрома, на который возлагались большие надежды в связи с «войной санкций», пока еще явно не наступил.

"