Posted 12 ноября 2012,, 20:00

Published 12 ноября 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:22

Updated 8 марта, 05:22

Как это мелко...

12 ноября 2012, 20:00
Комиссия Федеральной антимонопольной службы (ФАС) в очередной раз уличила банки в недостоверной информации, содержащейся в рекламных материалах. По результатам последних проверок, антимонопольщики готовятся вынести штрафы и предупреждения ряду частных кредитных организаций. В список попали Бинбанк, ОТП Банк и «Западный
Сюжет
Банки

ФАС признала ненадлежащей рекламу депозитов, а также потребительских кредитов Бинбанка из-за отсутствия в ней информации об условиях вкладов. «Такая реклама противоречит требованиям части 7 статьи 5 федерального закона «О рекламе». В ней при указании одного из условий вклада не приводятся все условия, влияющие на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица. Это является нарушением требований пункта 2 части 2 статьи 28 закона «О рекламе», – говорится в официальном тексте, опубликованном на сайте ведомства. Кроме того, по мнению комиссии ФАС, информация в рекламе потребительского кредита о том, что по кредиту «переплата» составляет 12% в год, «создает у потребителей искаженное представление о процентной ставке по кредиту». Банк, по мнению антимонопольщиков, умалчивает, что размер «переплаты», а также стоимость кредита зависят от срока кредита и размера процентной ставки, которая определяется индивидуально в зависимости от кредитоспособности клиента и рисков банка.

В ведомстве обращают внимание и на мелкий шрифт рекламных текстов, который вопреки неоднократным запретам продолжают использовать некоторые компании. На глаза антимонопольщикам на этот раз попалась реклама банка «Западный». Условия, влияющие или определяющие стоимость кредита, указаны в ней мелким нечитаемым шрифтом, говорится в релизе ведомства. Попался с наружной рекламой и ОТП Банк, который в рекламе по вкладу мелким шрифтом сообщал об условиях депозита. «В рекламе вклада выполненные мелким нечитаемым шрифтом сведения о ставке 13% годовых не были доведены до неопределенного круга лиц надлежащим образом. В связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги», – делает выводы комиссия ФАС.

Мелким шрифтом в заблуждение вводят не только частные, но и госбанки, обращает внимание директор банковского института Высшей школы экономики Василий Солодков. Он считает, что, несмотря на меры, принимаемые ЦБ, банки по-прежнему агрессивно навязывают свои финансовые продукты населению. «При этом часто кредитные учреждения предлагают свои услуги, названивая клиентам по телефону. Навязываемые кредиты и депозиты стоят нередко необоснованно дорого. Кроме того, ряд банков и вовсе не заботятся о кредитоспособности клиента», – сообщил «НИ» г-н Солодков.

НА ЧТО ЖАЛУЮТСЯ КЛИЕНТЫ

По данным Роспотребнадзора, в 2011 году было зафиксировано более 21 тыс. жалоб от потребителей финансовых услуг. Это в семь раз больше, чем в 2008 году. По данным службы, наибольшее число жалоб касается потребительского кредитования. Недовольных этим банковским продуктом больше всего в Красноярском крае, Москве, Приморском крае, Новосибирской и Свердловской областях, Алтайском крае.
Чаще всего потребители жалуются на противоправные комиссии за открытие счета, на изменения банком договора в одностороннем порядке, а также на навязывание услуг по страхованию и комиссии за снятие денег в банкомате. Впрочем, рост нарушений эксперты не связывают напрямую с существующей финансовой безграмотностью населения. Скорее всего, это следствие кризиса, вскрывшего дороговизну кредитов в России и методы работы по взысканию отсроченных долгов.
Интересно, что большинство россиян чувствуют себя незащищенными в отношениях с финансовыми организациями. Так, по данным НАФИ, 47% населения не уверены в справедливом разрешении спора с финансовой организацией, если такой возникнет. Доля респондентов, убежденных в положительном исходе спорной ситуации, составляет всего 15%. Этот показатель сохранился на уровне данных 2009 года.

"