Posted 12 октября 2011,, 20:00

Published 12 октября 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 05:57

Updated 8 марта, 05:57

Бег по коррупционному кругу

Бег по коррупционному кругу

12 октября 2011, 20:00
Коррупция в сфере госимущества за первое полугодие 2011-го увеличилась на 25% по сравнению с показателями всего прошлого года, сообщил вчера генпрокурор РФ Юрий Чайка. Болевыми точками остаются ЖКХ, сфера госзакупок, в частности, оборонный заказ.

Силовики выявили в первом полугодии этого года 1,25 тыс. коррупционных преступлений в сфере государственного и муниципального имущества против менее 1 тыс. в 2009 и 2010 годах. Учитывая предстоящие выборы и возможные кадровые передвижки, а также поручение Дмитрия Медведева до 1 ноября создать механизм постоянного мониторинга и аудита эффективности госзакупок, вороватые служащие, похоже, усилили свою активность. Масштабы злоупотреблений таковы, что забуксовала даже амбициозная программа перевооружения, являющаяся сейчас бюджетным приоритетом – на нее, напомним, планируется потратить до конца десятилетия 20 трлн. руб. По словам генпрокурора, в этом году в сфере гособоронзаказа вскрыто уже 59 крупных преступлений против 54 в прошлом году, и это, похоже, лишь вершина айсберга.

Эксперты связывают прокурорскую активность с недавними инициативами президента в сфере борьбы с коррупцией. Тем не менее мнение руководства государства, что во всех наших бедах виноваты коррупционеры, рассматривают как упрощенное. Например, в сфере гособоронзаказа наряду с очевидной и весьма сильной вороватостью чиновников в погонах существуют и вполне объективные причины для продолжающегося год из года срыва военных программ, даже несмотря на растущее финансирование. В этом году военные, в частности, недополучат новейшие учебно-боевые самолеты Як-130, не подписаны контракты на поставку атомных подводных лодок стоимостью несколько миллиардов рублей, срываются сроки поставки новейших зенитно-ракетных комплексов С-400.

Как подчеркивает зампред Счетной палаты Валерий Горегляд, вооружение и национальная безопасность – одни из самых непрозрачных и неэффективных сфер по части реализации госресурсов. При этом они занимают второе и третье места по объему выделяемых средств из федерального бюджета (14,6 и 14%). По мнению президента Медведева, основная болевая точка гособоронзаказа – неточные финансовые оценки при заключении контрактов между Минобороны и военными заводами. Генералы жалуются на завышение цены предприятиями, а те в свою очередь утверждают, что «вояки» оперируют цифрами пятилетней давности и не учитывают «инфляционную надбавку».

Однако речь, похоже, следует вести о том, что промышленность и научные учреждения, растерявшие свой потенциал за последние годы, уже просто не в состоянии обеспечить военных требуемыми образцами вооружений ни по качеству, ни по цене. Проще говоря, отечественные «смертоносные игрушки» не соответствуют требованиям современной армии и пригодны разве что для поставок странам «третьего мира», которые и были в последние годы основной кормушкой для российского ОПК. А новые разработки требуют огромных затрат, что вызывает возмущение военных.

Замдиректора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев рассказал «НИ»: «Оборонка и военное ведомство – каждый тянет одеяло на себя. Причина задержек с гособоронзаказом не столько в сфере коррупции, сколько в отсутствии точных оценок стоимости и качества конечной продукции, особенно учитывая ее уникальный характер и секретность, то есть невозможность независимого аудита». Эксперт отметил, что при сложившейся системе оборонно-промышленного комплекса, когда военным приходится выбирать поставщиков среди небольшого количества предприятий, говорить о конкуренции и понижении цены не приходится. Нельзя не учитывать и то, что основные фонды 80% предприятий изношены до предела. Власти пытаются улучшить ситуацию, экстренно выделив 3 трлн. руб. на предстоящие три года для модернизации военной отрасли. Но генералы хотят свои «игрушки» уже сейчас.

Столь же «эффективно» госредства расходуются и в других сферах. На днях глава государства напомнил о своем распоряжении до 1 декабря провести комплексную проверку финансовых операций в сфере ЖКХ за последние два года, а также проверить в целом деятельность наиболее крупных управляющих компаний. Причины для беспокойства понятны – только на Дальнем Востоке в этом году следователями выявлено подозрительных финансовых операций в коммуналке на 4,8 млрд. руб. Кроме того, Медведев поручил правительству в течение месяца подготовить предложения о создании новой структуры или наделении действующих ведомств полномочиями по оценке экономической эффективности государственных расходов при госзакупках. Президент явно торопится, но за короткий срок застарелую проблему не решить. К тому же, как сказал «НИ» аналитик инвестиционной компании Антон Сафонов, «одной из причин нынешнего роста преступности в сфере госзаказа может быть то, что многие ожидают кадровых перестановок после выборов 2012 года и стараются воспользоваться возможностью получить нелегальный доход».

"