Posted 12 октября 2008,, 20:00

Published 12 октября 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:46

Updated 8 марта, 07:46

Не удержали

12 октября 2008, 20:00
Официальный прогноз властей по инфляции будет пересмотрен уже в ближайшее время, сообщила в конце прошлой недели глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина. Она признала, что «шансов на то, что эта цифра останется в пределах ранее объявленного прогноза, очень мало». Напомним, что не отмененная пока верхняя планка соста

Новый прогноз правительства станет уже пятым с начала этого года. Установленная в январе 8,5-процентная планка уже давно преодолена. Скорректированный затем нижний предел (10,5%) тоже остался в прошлом. До верхнего (11,8%) еще остается какой-то запас, но он в ближайшее время будет исчерпан. По последним данным Росстата, уже в конце первой недели октября цены с начала года повысились на 10,8%, а ведь традиционные осенние потребительские «радости» еще впереди.

Эксперт Международного института экономики и финансов Высшей школы экономики Евгений Надоршин объясняет просчет правительства тем, что слишком быстро росла стоимость мяса и доллара. «Чтобы мы вписались, например, в августовский прогноз, мясо должно было дорожать вдвое медленнее, чем это реально происходило в августе и сентябре, – сообщил «НИ» эксперт. – Одна из причин такого роста цен – возможность снижения квот на импортное мясо в связи с пересмотром Россией некоторых соглашений по вступлению в ВТО. Игроки мясного рынка, ожидая этого, с опережением начали повышать цены на свою продукцию».

К этому, по словам эксперта, добавилось серьезное ослабление национальной валюты. «Рубль спустился от 29,30 до 30,40 к бивалютной корзине, это очень много. А Центробанк не предпринял меры по укреплению рубля из-за того, что в августе и сентябре был очень высокий спрос на иностранную валюту, и ЦБ решил не играть против тренда. Все это привело к тому, что прогноз 10,5–11,8% стал нереальным», – заметил экономист.

А вот, по мнению специалистов Института глобализации и социальных движений (ИГСО), причина высоких темпов роста цен в наращивании властями рублевой массы. По официальным данным, прирост денежной массы в 2007 году составлял почти 50%, что способствовало резкому росту цен еще до первых биржевых ударов глобального кризиса. В 2008 году он вышел на уровень 30–35%. В 2009 году, по прогнозам Минфина, денежная масса вырастет еще на 30–33%. По словам руководителя Центра экономических исследований ИГСО Василия Колташова, не наносящей вред экономике считается эмиссия в размере 3% от национальной денежной массы, а допустимый максимум равняется доле прироста ВВП. «Эмиссия в России почти в десять раз превышает приемлемый показатель. Она тормозила экономический рост прежде, а теперь способствует высокой инфляции и разрушает внутренний рынок России», – считает эксперт. Он утверждает: покупательная способность рубля упала в 2007 году на 40–50%, а в 2008 году она может снизиться на 50–65%, поскольку эмиссионное обесценивание национальной валюты накладывается на первые инфляционные последствия кризиса.

Впрочем, следует признать: о том, что кризис поднимет цены, в Минфине предупреждали еще в середине сентября, когда для решения проблемы с ликвидностью было решено влить в банковскую систему несколько сот миллиардов рублей. Тогда Алексей Кудрин заявил, что меры правительства могут добавить к годовой инфляции 1–2%. Однако буквально на днях он же заявил, что существенного усиления темпов роста цен не будет. «Если и выйдем за 11,8%, то незначительно», – сказал министр финансов, добавив, что в будущем году инфляция будет ниже этого уровня. По его версии, замедлить темпы роста цен нам поможет не что иное, как финансовый кризис.

Евгений Надоршин не считает, что меры правительства могли повлиять на инфляцию, но согласен с тем, что финансовый кризис поможет нам обуздать рост цен. Он аргументирует это тем, что банки снижают объемы кредитования, «а значит, деньги не доходят до потребителей, и роста инфляции нет». «Что же касается финансового кризиса, то из-за него темпы роста активов в банковской сфере не будут столь высокими, как ожидалось, вместе с этим снизятся и темпы роста кредитования. Кроме того, брать кредиты становится уже невыгодно, а это значит, спрос на них также снизится», – рассуждает эксперт. По его словам, «антиинфляционные последствия кризиса» мы ощутим только в следующем году. Что же касается конца этого года, то лучшее, на что мы можем рассчитывать, это 13,5% инфляции.

"