Posted 12 октября 2005,, 20:00

Published 12 октября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:25

Updated 8 марта, 09:25

Заморозка не берет

Заморозка не берет

12 октября 2005, 20:00
Вчера Росстат сообщил о том, что цены на топливо продолжают повышаться. За неделю с 27 сентября по 3 октября бензин в среднем по стране подорожал на 0,1%. В Москве и Санкт-Петербурге это было более чувствительно – на 0,3 и 0,4% соответственно. В обеих столицах темпы роста вполне сопоставимы с теми, что отмечались до се

За девять месяцев бензин в России стал дороже на 15,1%, в том числе в сентябре – на 7,9%. Данные статистиков свидетельствуют, что цены на горючее в результате «замораживания» лишь замедлили свой бег, но не остановились, как было обещано. Чтобы решить проблему, к делу подключились законодатели. Обе палаты российского парламента озабочены сейчас поиском экономических механизмов, которые помогли бы сдержать цены на топливо. Решение должно быть быстрым – до окончания срока их «заморозки», о которой правительство договорилось с нефтяниками, осталось меньше трех месяцев.

«Мы сделаем все, чтобы цены на бензин не были повышены, необходимо обсудить экономические механизмы, которые бы позволили снизить цену», – заявила на днях журналистам заместитель председателя Совета Федерации Светлана Орлова. В частности, по ее словам, в бюджетных комитетах обеих палат парламента сейчас обсуждаются законодательные поправки, суть которых в том, чтобы не возвращать налог на добавленную стоимость (НДС) экспортерам нефти. Кроме того, считает г-жа Орлова, снижению цен на бензин могло бы способствовать повышение экспортной пошлины на нефтепродукты, а также более эффективная работа Федеральной антимонопольной службы с теми, «кто манипулирует ценами на бензин на внутреннем рынке». Сенатор также сообщила, что Совет Федерации готовит поправки, которые «предусматривают уголовную ответственность за любое картельное соглашение о необоснованном повышении цены на бензин», добавив, впрочем, что «такие поправки могут и не понадобиться».

Член комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Коган подтвердил «Новым Известиям», что работа такая проводится, поскольку существующее сегодня законодательство не позволяет исполнительной власти регулировать цены на нефтепродукты, не выходя из правового поля. Поэтому все ограничительные меры могут стабилизировать ситуацию лишь на время. «На мой взгляд, необходима концепция формирования цен на моторное топливо, – считает депутат. – Что же касается предложений о том, чтобы не возвращать нефтяным экспортерам НДС, эта поправка вряд ли может быть принята. Ведь существуют более эффективные рычаги воздействия, которые сейчас обсуждаются».

Речь идет, прежде всего, о поправках к налогу на добычу полезных ископаемых. По словам г-на Когана, ставку НДПИ предлагается сделать дифференцированной, в зависимости от продуктивности месторождения и условий добычи. Депутаты обсуждают также и повышение вывозной таможенной пошлины на нефть, чтобы создать внутри России избыток сырья и принудить тем самым нефтяников к конкуренции и стабилизации цен на горючее.

Аналитик ГК «Регион» Максим Орловский обратил внимание «НИ» на то, что придержать цены на горючее пообещали только крупные нефтяные компании. Однако, по информации из регионов, одновременно с замораживанием розницы большой нефтебизнес начал поднимать оптовые цены для независимых переработчиков и продавцов горючего. «Отмеченный за неделю рост цен, скорее всего, был спровоцирован за счет того, что разница между оптовой и розничной ценой у независимых переработчиков и торговцев стала слишком маленькой, – полагает эксперт. – Удерживать цены, не попадая в убыток, стало невозможно. Вот и приходится их повышать». По мнению аналитика, крупные нефтяные компании сделали неплохой маркетинговый ход: они таким образом заставляют более мелких конкурентов либо продавать свои бензоколонки и уходить с рынка, либо вливаться в структуру нефтехолдингов.

По мнению исполнительного директора Российского топливного союза Григория Сергиенко, повышение цен на моторное топливо носит во многом инерционный характер. «Это отголоски сентябрьского роста цен на нефть, – пояснил он ситуацию «НИ». – Тогда цены были очень высокими как на внешнем рынке, так и на внутреннем. Естественно, из дорогой нефти были изготовлены и более дорогие нефтепродукты, цены на которые не могут не стремиться вверх». Однако сегодня есть все основания ожидать стабилизацию цен на горючее или даже небольшое снижение, полагает эксперт. Дело в том, что в сравнении с сентябрьским пиком цены на нефть на российском рынке ощутимо понизились. «Период ценового затишья будет продолжаться до декабря, – говорит г-н Сергиенко. – Что произойдет дальше, спрогнозировать пока сложно».



Россияне не верят никому

По данным недавнего опроса Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), 62% россиян полагают, что никакие меры не остановят роста цен на горючее, и лишь 23% надеются, что до конца года бензин дорожать не будет. Любопытно, что 43% участников опроса покупают топливо «для своих нужд», а 57% – нет, однако его дороговизной обеспокоены 81% опрошенных. При этом, правда, чувство беспокойства не опирается на информированность: о соглашении нефтяников с правительством о «заморозке» цен 35% узнали в ходе опроса, а 25% «что-то об этом слышали».

Однако и те, кто верит в государственное регулирование, и их оппоненты убеждены, что с начала 2006 года цены на бензин пойдут вверх. Ответы различались лишь в том, как это будет происходить: 41% граждан считает, что ценовой скачок будет единовременным, а 35% убеждены в том, что рост будет постепенным. 3% опрошенных – либо завзятые оптимисты, либо вообще не выходящие из дома люди – надеются, что в 2006 году цены не вырастут.

В том, что бензин дорожает, впрочем, как и в большинстве других российских бед, у нас принято винить, прежде всего, олигархов. 17% опрошенных убеждены, что жадность заставила их пойти на ценовой сговор. 11% респондентов все-таки связывают причины роста цен на горючее с текущей ситуацией в мире. Однако и они не исключают всемирного сговора нефтетрейдеров. Третьим по популярности вариантом ответа стал такой: «Бензиновое голодание связано с тем, что в нефтяной промышленности слишком много частных собственников, которые скупили весь бензин, и если бы бензин был государственный, то цена бы не росла». Сторонниками такой точки зрения являются 5% опрошенных.

Андрей ГУЛЮТИН

"