Posted 12 октября 2005,, 20:00
Published 12 октября 2005,, 20:00
Modified 8 марта, 09:25
Updated 8 марта, 09:25
Инициативу снижения НДС до 13% Михаил Фрадков выдвинул еще в начале этого года. Однако министры экономического блока Герман Греф и Алексей Кудрин выступили единым фронтом против такого шага. Аргументом глав Минфина и Минэкономразвития было то, что в результате снижения налога казна будет терять до 400 млрд. руб. ежегодно. Дебаты и закулисные игры вокруг НДС продолжались до середины весны и закончились поражением премьера.
Однако, как выяснилось, г-н Фрадков лишь временно отступил, и недавно тема снова вернулась в экономическую повестку дня. Видимо, вопрос снижения налога стал для главы правительства делом принципа. А потому на днях он дал ход документу под названием «Дополнительные меры, направленные на ускорение темпов экономического роста», в котором в очередной раз предлагается снизить с 2007 года ставку НДС с 18 до 13%. По его мнению, снижение налога скажется на увеличении темпов экономического роста до 0,5% ВВП.
Любопытно, что на этот раз на сторону премьера встала администрация президента России. Как заявил вчера советник главы государства по экономическим вопросам Андрей Илларионов, «следует поддержать инициативу о снижении НДС до 13%». По его словам, снижение налогов является полезным в любых условиях и в любой стране, «а в условиях «голландской болезни», которой страдает Россия, оно является лекарством для ее лечения». «Но, с моей точки зрения, правильным является полная отмена НДС», – заявил чиновник, приведя в пример США, где вообще нет такого налога.
Практически одновременно по этому же поводу высказался глава МЭРТ Герман Греф, оценив «выпадающие доходы бюджета в случае одновременного снижения НДС и введения его ускоренного возврата в 0,5 трлн. руб., что является крайне рискованным». По мнению министра, ключевыми проблемами, связанными с этим налогом, являются его администрирование и введение ускоренного возврата. Против снижения НДС вчера также выступил и глава ФСФР Олег Вьюгин. По его прогнозу, это грозит «постепенным проеданием стабфонда и ликвидацией остатков пенсионной реформы».
Чтобы оценить, кто прав, напомним, что же собой представляет «проблемный» НДС. Вообще-то все налоги подразделяются на прямые и косвенные. К прямым относятся, в частности, налог на прибыль, Единый социальный налог (ЕСН), налог на доходы физических лиц. К косвенным – акцизы и все тот же НДС. Основное отличие между ними в том, что косвенные налоги исчисляются из сумм сделок, и бизнесмены закладывают налог в окончательную стоимость продукции. А вот прямые налоги, например, на прибыль, платятся непосредственно из доходов предприятия. Иными словами, получается, что НДС для производителя вовсе не так уж страшен – его всегда можно «отбить» повышением цены.
«На мой взгляд, наибольшую проблему для бизнеса сейчас представляют прямые налоги, а не косвенные, – комментирует «Новым Известиям» ситуацию генеральный директор аналитической лаборатории «Веди» Алексей Ведев. – Например, налог на прибыль, который достаточно высок, несколько снижает инвестиционную активность, равно как и высокий ЕСН, затрудняющий повышение официальных зарплат». Что же касается НДС, то при его снижении, по словам экономиста, «бизнес не очень выиграет, а государство явно проиграет», поскольку он приносит львиную долю налоговых поступлений в бюджет.
«Уменьшение НДС будет очередным популистским шагом правительства: и снижения цен от этого шага не последует, и инвестиционная привлекательность страны не поднимется», – сказал «НИ» аналитик ИК «Образ» Григорий Яковлев. По его мнению, значительно более целесообразным как для бизнеса, так и для государства было бы возвращение отмененных льгот по этому налогу. «Намного более эффективным шагом, нежели снижение НДС, было бы усиление борьбы с коррупцией в фискальных органах и снижение административного давления», – подчеркнул эксперт.
По поводу слишком ретивых фискалов предложение, заметим, весьма своевременное. Накануне Федеральная налоговая служба объявила о своих планах сделать налоговые проверки на местах «стопроцентно эффективными». Это можно трактовать как вмененную инспекторам обязанность не просто искать, но и обязательно находить нарушения закона в любой компании, куда они придут.