Posted 12 сентября 2006,, 20:00

Published 12 сентября 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:05

Updated 8 марта, 09:05

Алмазный дождь и нефтяной туман

12 сентября 2006, 20:00
На прошлой неделе завершились официальные визиты Владимира Путина в ЮАР и Марокко, которые без преувеличения можно назвать историческими. Но их результаты, вне сомнений, оказались бы более впечатляющими, если бы российский президент посетил не только эти африканские государства, но и Анголу.

С точки зрения российских интересов в Африке Ангола относится к разряду стратегически важных государств. Это крупный мировой экспортер нефти, алмазов, золота, железной и медной руды, кварца, редкоземельных элементов. Здесь стабильный политический режим. Наконец, немало представителей ангольской правящей элиты получили образование в бывшем СССР, а нынешний премьер-министр Анголы Фернанду да Пьедаде Диаш душ Сантуш хорошо знает нашу страну, и многие знают его в России еще со времен Советского Союза. Словом, все аргументы в пользу того, что Ангола непременно должна была быть в программе поездки российского руководителя на африканский континент. Однако маршрут Владимира Путина прошел мимо, и произошло это вовсе не потому, что президент России не захотел сюда приехать.

После ухода СССР из Анголы образовавшийся здесь политический и экономический вакуум быстро заполнили выходцы из Советского Союза, ставшие гражданами Израиля. Контроль над алмазными и оружейными рынками страны захватили Лев Леваев и теперь уже его бывший партнер Аркадий Гайдамак. Они получали право на разработку и, что крайне важно, сбыт ангольского алмазного сырья на мировом рынке. А в России, ставшей правопреемницей СССР, была создана алмазодобывающая корпорация «АЛРОСА». Контакты между ангольскими и российскими алмазодобытчиками, начавшиеся еще в 80-м году, перешли в новую плоскость. В 1996 году «АЛРОСА» начала в Анголе монтаж горно-обогатительного комбината «Катока» на одноименном месторождении. Это первый и пока крупнейший российский алмазный проект в Африке.

В проекте «Катока» Льву Леваеву принадлежат 16,4%, компании «АЛРОСА», так же, как и государственному ангольскому алмазному монополисту компании ENDIAMA, – 32,8%. Но в марте 2000 года по совету израильских консультантов ангольское правительство приняло постановление, в соответствии с которым все добываемые в Анголе алмазы подлежат продаже только через Angolian Selling Corporation (ASCORP), 51% которой контролируют местные власти, 24,5% принадлежат ангольским частным компаниям и 24,5% – Льву Леваеву. Иными словами, «АЛРОСА» добывает алмазы в Анголе, а Лев Леваев их продает. Естественно, это вызвало у руководства «АЛРОСА» негативную реакцию. Ее тогдашний президент Вячеслав Штыров заявил, что «АЛРОСА» как крупнейший акционер «Катоки» будет настаивать на проведении юридической экспертизы принятого ангольцами решения. Более того, в этом вопросе ему даже удалось заручиться поддержкой некоторых других участников проекта «Катока». В итоге после визита руководства «АЛРОСА» в Анголу для участия в общем собрании учредителей «Катоки» Вячеслав Штыров получил от ангольских партнеров решение о предоставлении «АЛРОСА» климата наибольшего благоприятствования в освоении новых месторождений и строительстве ГЭС. Было подтверждено, что «АЛРОСА» и Ангола переходят к разностороннему сотрудничеству. Планировалось освоение месторождений «Чири» и «Сангамина», участие в разработке рассыпных месторождений в бассейнах рек Куангу и Верхняя Кванза. Кроме того, «АЛРОСА» договорилась с правительством Анголы о создании совместных структур по реализации ангольских алмазов. Экспансия «АЛРОСА» в Анголе осуществлялась на фоне активного развития компании в Якутии. В частности, был построен суперсовременный Нюрбинский горно-обогатительный комбинат. В 2001 году Вячеслава Штырова избрали президентом Якутии. После этого ангольские проекты некоторое время оставались для «АЛРОСА» приоритетными, однако затем отношение к ним кардинально изменилось.

Нынешнее руководство «АЛРОСА» не устает говорить о необходимости диверсификации деятельности компании и превращения ее в национальную горнорудную корпорацию. Правда, «АЛРОСА» и без того уже была национальной, поскольку принадлежала государству. Что касается диверсификации, то эта идея носит причудливые формы. Согласно рассуждениям президента «АЛРОСА» г-на Ничипорука, она сводится к трем постулатам. Первый: работать в Якутии – слишком дорогое удовольствие, поэтому надо концентрироваться на заграничных проектах, прежде всего в Анголе, в Африки в целом. Второй: одни алмазы уже малоинтересны компании, пора переходить на нефть и газ. Третий: управление компанией необходимо сконцентрировать в одних руках. То есть предлагается поставить «АЛРОСА» на принципиально новые рельсы, не просчитывая при этом негативных последствий. А они между тем могут быть довольно серьезными.

Разумеется, никто не оспаривает необходимости перемен в «АЛРОСА». Собственно, они давно уже идут. В 2001 году Владимир Путин подписал распоряжение о защите интересов Российской Федерации в алмазно-бриллиантовом комплексе страны. Такое решение вызревало давно – компания из бывшего советского НПО «Якуталмаз», ориентированного исключительно на корпорацию «Де Бирс», постепенно трансформировалась в самостоятельного игрока на мировом рынке. В непростых условиях компания активно развивала ангольские проекты, демонстрируя своим партнерам надежность и профессионализм. Поэтому распоряжение президента России, по сути, зафиксировало уже созданные условия перехода «АЛРОСА» в новый статус – российской транснациональной корпорации. Однако, как это часто бывает, кто-то слишком рьяно, попутно преследуя, видимо, и собственные интересы, бросился выполнять президентское распоряжение. В результате возникло нелепое противостояние между «федералами» и «сепаратистами якутами», а новое руководство «АЛРОСА» присвоило себе право по собственному усмотрению и по своей шкале ценностей делить менеджмент компании на «федералов» и «антифедералов». Причем причисляя к последним тех, кто как раз вывел «АЛРОСА» в элиту мирового алмазного бизнеса. И такое искусственное разделение компании на своих и чужих шло по нарастающей. Дошло чуть ли не до абсурда: начали говорить, что Африка – это «наше», а Якутия, поскольку мы пока ее не контролируем, «аборигенская», но скоро всех «федерализуем». Параллельно с этим все активнее продвигалась идея о том, что компании тесно в алмазном секторе и нужно брать нефть и газ. Видимо, поэтому распоряжение президента до сих не выполнено, хотя потрачены гигантские деньги на скупку акций у трудового коллектива компании.

Естественно, подобное положение вещей не могло не отразиться и на позициях «АЛРОСА» в Анголе. Проекты освоения ангольских алмазных месторождений находятся на этапе 2000 года и никак не развиваются. Фактически прекращены работы по строительству гидроэлектростанции на реке Шикапа, хотя для ангольского руководства этот проект чрезвычайно важен. Можно сказать, что его реализация является одним из условий успешной работы «АЛРОСА» в Анголе. На этом фоне руководство российской компании добивается у властей Анголы выделения нефтяных месторождений, выказывая готовность оплачивать их освоение, разумеется, за казенный счет. А в консультанты «АЛРОСА» наняла человека, в отношении которого продолжает действовать ордер Интерпола на арест.

Наверное, такую переориентацию можно было бы понять, если бы желания нынешних руководителей «АЛРОСА» совпадали с объективными возможностями и логикой развития компании, которая уже зарекомендовала себя в определенной сфере бизнеса. Ведь речь идет не о частной Lev Leviev Group, принадлежащей г-ну Леваеву, а о российской государственной компании, и за все ее неудачи придется расплачиваться государству. Конечно, заманчиво получить нефтяное месторождение, но никто из руководства «АЛРОСА» доходчиво не объяснил, что оно будет с ним делать. Компания не имеет ни технологий, ни опыта разработки таких месторождений. Значит, бизнес сведется к тривиальной перепродаже? Кому? На каких условиях? Кто в итоге окажется настоящим выгодоприобретателем? Вопросов много, но в ответ, как говорится, лишь эхо.

Резюмируя сказанное, можно утверждать, что именно невнятная, во многом противоречивая политика нынешнего руководства «АЛРОСА» и сделала невозможным приезд российского президента в Анголу. Визиты подобного уровня готовятся тщательно и со всех сторон, чтобы главы государств официально придали импульс тому, что фактически уже есть и развивается. Но готовить, по сути, было нечего: с одной стороны, Россия с подачи «АЛРОСА» как бы «заморозило» все, что было наработано в Анголе в течение многих лет, с другой – предлагает то, что не отвечает ожиданиям Анголы. В итоге во время визита Владимира Путина в ЮАР был подписан невнятный документ – меморандум о сотрудничестве с мировым алмазным лидером «Де Бирс», хотя совсем недавно европейская комиссия фактически в ультимативной форме потребовала прекратить торговые отношения «АЛРОСА» и «Де Бирс». Вместо того чтобы наращивать собственные торговые возможности, «АЛРОСА» решила судиться с европейскими чиновниками. А в это время место России в стратегически важном регионе Африки могут занять другие игроки – та же «Де Бирс». Перспектива, как видно, не вполне приятная, поэтому не исключено, что за это кому-то придется все же ответить.

"